среда, 3 июня 2009 г.

Японские женщины в индустрии развлечений



Ге́йша (яп. 芸者 гэйся - "человек искусства") - традиционная японская артистка, развлекающая своих клиентов (гостей) танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой. В те времена, когда японкам было уготовано лишь два места в жизни: домашний очаг или публичный дом, именно гейши проложили путь в прекрасный "мир цветов и ив" (花柳界 карюкай), в котором они сумели стать аристократками. Уклад их жизни был достаточно чётким: большую часть своего времени они, особенно до Второй мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати (花街 - "город цветов"). Наиболее известными подобными районами являются Гион и Понто-тё, расположенные в Киото, и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно.

Развитие профессии:

1. Разновидность этой профессии появилась на стыке эпох Хэйан и Камакура (XII век). Тогда страна переживала трудные времена, власть переходила от аристократии к воинскому сословию самураев. Юным отпрыскам обнищавших благородных фамилий не оставалось ничего иного, как собственными силами обеспечивать себе жизнь и пропитание. Высокообразованные девушки, бывшие аристократки, знакомые с музыкой, поэзией, изящными манерами, вынуждены были увеселять мужчин, развлекая мужские вечеринки. Таких девушек называли сирабёси по названию старого танца, который женщины исполняли, переодевшись в мужские костюмы".

2. В раннем средневековье первыми гейшами были молодые бойкие юноши с красивой внешностью - Тайкомоти, но в их обязанности не входило обслуживание мужчин, хотя наверняка бывали исключения. Они развлекали танцами и пением, а их служанки всем остальным.

3. В VII веке в стране существовала профессия сабуруко (от слова сабуру - "служить", "обслуживать"). Оставшиеся без мужской защиты женщины - вдовы, сироты - вынуждены были бродить по стране, предлагая за деньги или еду сексуальные услуги. Большинство из них были представительницами беднейших слоев, но среди них встречались и оказавшиеся волей несчастной судьбы в таком положении образованные и культурные дамы, знакомые с искусством танца, пения, игры на музыкальных инструментах. Таких сабуруко нередко приглашали для увеселения различных пирушек.

4. Ойран или Таю. Они как и Гейши обучались у лучших учителей каллиграфии, музыки и танцев. Но в отличие от Гейш, оказывали сексуальные услуги. И в этой иерархии находились на самом высоком уровне. Гейши приглашались для общения с мужчинами перед посещением Ойран. Ойран могли сами выбирать себе мужчину. В современной Японии Таю-сан - это гейши-аристократки, спутницы гос. деятелей и влиятельных бизнесменов, досуг с ними составляет примерно 1 годовой зарплаты среднестатистического служащего.

Первая гейша появилась в 1761 г., ее звали Касен-Сан и вышла она, как ни странно из юдзё (проститутка), она придумала разнообразить услуги добавлением культурных развлечений. По-началу гейши мало отличались от юдзё и дзеро (наложница), но со временем разница существенно проявилась. Для того, чтобы гейш не путали с другими, они выработали свой собственный стиль - богатое кимоно, канзаси (яп. 簪) - женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёске вместе с кимоно. Традиционный "оби" (пояс), они повязывают красивым узлом на спине, у юдзё он завязывался спереди, а дзеро (наложницы) одевались очень пёстро со множеством ярких украшений и походили на павлинов, кроме этого дзеро очень ярко красили глаза и губы, а гейши приходили к образу тонкой изящности посредством белил. Помимо разных способов завязывания пояса, в одежде и прическе гейш и японских куртизанок тайю или ойран существовало множество предписанных различий, которые не позволяли спутать гейшу c куртизанкой или проституткой, а также четко указывали на социальный статус женщины и ее род занятий.

Каждая уважающая себя гейша тщательно следит за внешностью, отсутствие тех или иных традиционных деталей, может подорвать авторитет, в то же время необходимо было постоянно что-то менять, оставаясь в рамках стиля. Грим уравнивает всех гейш, желая их лица одинаково идеальными, не позволяя увидеть истинные черты лица. Белая маска гейши нейтральна, она позволяет скрыть любое настроение и любые недостатки, именно недостатки, так как красивое лицо для обитательниц ханамати далеко не показатель качественной работы, гораздо важнее иметь гибкое тело, трезвый ум и сильный характер. Обладая красивой внешностью без талантов и интеллекта, она не может добиться успеха.

Чтобы быть гейшей, необходимо соответствовать следующим пунктам:

1. Обладать музыкальным слухом, пластикой, хорошей памятью, разбираться в литературе, поэзии, истории и общественной жизни страны.

2. Отсутствие шрамов и увечий.

3. Умение искренне проявлять чувства.

4. Остроумие и умение поддержать любую тему разговора.

5. Знание мужской психологии, умение слушать.

6. Сдержанность в проявлении эмоций и хранение тайн.

7. Умение создавать комфорт и непринужденную спокойную обстановку.

8. Умение подчеркивать достоинства клиента, которые не замечаются его коллегами и женой.

Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги. Ошибочное мнение о профессии гейши сложилось, по большей части, во время Американской оккупации Японии после Второй мировой войны: понятиями "гися" или "девочка-гейша" (geisha girl) американские солдаты называли молодых японок, продававшихся им. Более того, некоторые из них, остро нуждаясь в средствах к существованию, сами называли себя гейшами, при этом не являясь ими.