"Тебя к телефону, - сказала коллега и, таинственно улыбнувшись, добавила: - Приятный мужской голос". Тот, кто хоть раз присутствовал при подобной сцене, наверняка замечал, что перед тем, как взять трубку, даже не зная, с кем будет разговор, женщина инстинктивно прихорашивается и улыбается. Но на эту удочку ловится не только слабый пол, мужчины очаровываются голосом противоположного пола ничуть не реже. Возьмите хотя бы услугу "Секс по телефону", где, разговаривая с длинноногой белокурой Ингой, абонент вряд ли предполагает, что на другом конце провода сидит, мягко скажем, не очень длинноногая Вера Сергеевна и параллельно с интимным разговором вяжет мужу теплые носки. Но голос, голос.
Нет, твой голос не хорош.
РАССКАЗЫВАЮТ, что когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, то мудрец долго смотрел на него и потом воскликнул: "Да говори же ты наконец, чтобы я мог познать тебя!"
Г олос - важнейшая психологическая характеристика человека, и он напрямую связан с анатомией и физиологией, т. к. зависит от общего строения тела и самого голосового аппарата. Голосовые складки, как струны, натянуты в гортани и могут колебаться как всей своей массой, так и отдельными участками. Длина и толщина этих складок напрямую связана со строением гортани, причем большая гортань - преимущество высоких людей, а чем она больше, тем ниже и подсознательно привлекательнее голос. Существует и обратная зависимость - обладателя низкого голоса мы мысленно представляем себе высоким и симпатичным.
Людям свойственно ошибаться, тем более когда они сами этого хотят, ведь, как писал поэт, "обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад". Что-то похожее происходит, когда мы слышим голос, но не видим собеседника. Ярчайший пример прекрасного голоса, заворожившего целую страну, - это голос Левитана, в которого многие были заочно влюблены, но в жизни не могли поверить, что такой голосище принадлежит довольно хрупкому человеку. Еще одним примером могут быть голоса актрис-травести, слушая которых, мы представляем себе озорных мальчишек.
Главный научный сотрудник Института психологии РАН, доктор биологических наук, профессор Владимир Петрович МОРОЗОВ, который занимается голосами человека и животных не один десяток лет, комментирует это так: "Голос - это магическое оружие, и хотя все способны более или менее точно определить, кто говорит с нами по телефону - мужчина или женщина, - тут случаются, и весьма нередко, забавные казусы, о которых вы упоминаете. Действительно, в обычной жизни инстинктивно мы без труда угадываем, кто с нами говорит - мужчина или женщина, старик или ребенок, но далеко не каждый может определить физические параметры говорящего: высокий это человек или нет, толстый или худой, молодой или не очень. Вот мы и создаем желаемый виртуальный образ, который не всегда соответствует действительности. Из-за этого несоответствия те же телефонные романы зачастую не имеют продолжения после личной встречи, т. к. "смоделированный" по голосу человек не соответствует реальности. Но вот эксперты лаборатории невербальной коммуникации практически безошибочно определяют по голосу пол, рост, вес и возраст невидимого собеседника. Как графологическая экспертиза отличает самые искусные подделки почерка, так наши методы позволяют распознавать имитацию чужого голоса в 100 %".
Голос - визитная карточка человека, именно поэтому в крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы не на фразу-пароль, а на голос владельца. Чуть какой-то обертон отклонился в сторону - и заветная дверца ни за что не откроется. Так что пародисты и имитаторы могут не беспокоиться о чужих ценностях - специалисты и тонкая техника распознают их обязательно.
Цвет голоса
НО КАКИЕ же голоса нравятся подавляющему большинству людей и что заставляет нас очаровываться голосом, даже не видя его владельца? Для того чтобы вызвать симпатию, в голосе человека должны присутствовать определенные обертоны. Например, мы знаем, что голоса всех хороших певцов отличаются исключительным своеобразием тембра. Звонкий, яркий, серебристый, звенящий металлом - так описывают эти завораживающие голоса верные поклонники. Было научно установлено, что в звуке певческого голоса содержится значительно больше высоких обертонов, чем в звуке обычного разговорного голоса, и специалисты определяют эту особенность как "соловьиную трель" или звон маленького серебряного колокольчика. Причем услышать это можно не только в самых высоких голосах (сопрано и тенор), но буквально во всех, даже у самого низкого баса. И чем сильнее это выражено, тем больше звонкость голоса и серебристей тембр. Возможно, поэтому влюбленные мужчины и распевают серенады.
Любопытно, что в старой Италии существовал обычай, по которому в паспорте в числе прочих примет человека указывался и тембр его голоса. По тембру (баритон, бас, тенор и т. д.) мы легко различаем голоса знакомых. Считается, что тембр голоса является природным свойством человека и его изменить нельзя. В определенной степени это справедливо, особенно для речи, поскольку обычно каждый говорит в удобной для себя манере, не пытаясь изменить природную окраску своего голоса.
И все же мужчинам подсознательно нравятся женские голоса, которые еще называют грудными, идущими изнутри. Женщин чаще всего привлекают сочные баритоны, хотя вспомните противостояние "лемешисток" и "козловисток", которые были влюблены в певческие теноры. Обертоны голоса, который заведомо нравится, могут быть самыми различными, но они должны быть обязательно. Без этих красок голос воспринимается как тусклый и безжизненный и не может вызвать ярких эмоций.
Хочешь помолодеть - не сердись
ДЛЯ ТОГО чтобы нравиться, голос не обязательно должен быть звонким, нам могут нравиться и голоса с хрипотцой, как у Высоцкого, и слегка надтреснутые, но эмоциональная окрашенность должна присутствовать обязательно. В лаборатории В. П. Морозова был использован тест, когда слушатели должны были только по голосу, который произносил одну и ту же простую фразу, но с разными интонациями, определить возраст говорящего. Так вот, эмоции гнева и страха делали возраст, по оценкам слушателей, максимальным, а эмоции радости и нейтральное звучание привели к минимальным оценкам. Поскольку разница в оценке была немалая (около 10 лет), то профессор Морозов считает, что людям, желающим выглядеть моложе (а это прежде всего относится к прекрасному полу), необходимо воспользоваться этой психологической закономерностью и постараться говорить максимально радостно и доброжелательно.
И не забывайте сказку о глупом мышонке, которому понравился "сладкий" голос кошки и который в назидание всем любителям красивых голосов был съеден. Если вас очаровал незнакомый голос, не забывайте, что голосовая "визитка" может быть и фальшивой.
Елена Пиликина
четверг, 2 июля 2009 г.
Заповеди Божьи и психология
Название этого раздела может показаться очень странным. Какое отношение имеет боговдохновенное Священное Писание к психологии, области знаний о человеческой душе? Оно же, Священное Писание абсолютно, - так думают очень многие. Да, это действительно так, но наша человеческая психика постоянно изменяется. Психика младенца отличается от психики подростка, психика юноши отличается от психики зрелого человека. В психологическом отношении последующее поколение всегда отличается от предыдущего. Это связано с изменением условий жизни, изменением культурных особенностей, появлением новых знаний, влиянием социальных и природных катаклизмов и еще очень много другого.
Давайте попробуем представить, отличия нашей психики от психики человека, жившего, например, 3000 лет назад? Это сделать совершенно невозможно, слишком велики различия в жизни людей тогда и сейчас. Смысл текстов Св. Писания неизменный, но люди и их психика постоянно меняются. Правильно ли современный человек понимает вечный смыл Св. Писания, особенно в отношениях между людьми? Церковь дает нам исчерпывающее толкование отношений между человеком и Богом, но практика показывает, что в области отношений между людьми не все обстоит так благополучно. Например, седьмая заповедь: "Не прелюбодействуй". А как "не прелюбодействовать", если этого невыносимо хочется, а пост и молитва не помогают? Возможно, когда психика человека была иной, например, 3000 лет назад, достаточно было одной веры для соблюдения заповедей. Практика показывает, что современному человеку даже при наличии веры нужна дополнительная помощь в соблюдении заповедей. И эту помощь он может получить со стороны психологии, если, конечно, он сам того захочет.
Причиной супружеских измен чаще всего является попытка найти вне семьи то, что отсутствует в семейной жизни. Прежде всего это любовь, уважение, признание и еще многое другое. Мой опыт как священника, так и практикующего психолога показывает, что многие современные люди, в том числе и церковные, не умеют любить, не умеют выражать это чувство в отношениях. Этому они не научились в родительских семьях, потому что их родители в свою очередь тоже не умели любить как друг друга, так и своих детей, не могли или не хотели уважать членов своей семьи. Так жили родители, так живут и их дети, отказавшись от возможности семейного счастья или в вечном его поиске где-то за пределами семьи. В современной семейной психологии хорошо изучена динамика таких отношений, существует множество возможностей помочь человеку соблюдать седьмую заповедь, если, конечно, он сам того захочет. Помощь состоит именно в том, чтобы помочь научиться любить и чувствовать другого человека, научиться понимать самого себя и тех, кто рядом. В этом случае уже не нужны усилия для соблюдения седьмой заповеди. "Борьба" за седьмую заповедь начинается тогда, когда из семьи уходит любовь или её вообще не было.
Существует еще несколько причин, по которым может нарушаться седьмая заповедь. Например, уже взрослый человек пережил сильную психологическую травму в личных отношениях, и с тех пор он боится любить, боится доверять близким. Из страха повторного переживания подобной травмы такой человек позволяет себе только легкие, поверхностные отношения, лишенные любви и ответственности. Это не приносит душе удовлетворения, но возникает иллюзия, что спасение принесет разнообразие подобных отношений. Так возникает то, что мы называем словом "блуд". И в этом случае психология может помочь человеку переработать травматическую ситуацию и избавиться от страха любить и доверять близким людям. Если удастся это сделать, то нарушать седьмую заповедь не будет никакого желания.
Еще один возможный сюжет, связанный с бессознательной преданностью и верностью своей родительской семье. Допустим, супруги счастливы и любят друг друга. Но в семье одного из супругов, например, папа изменял маме и это сопровождалось запоминающимися скандалами. У ребенка из такой семьи в подсознании складывается именно такой образ семьи, такая модель семейного поведения. Эта модель семейного поведения, опять же подсознательно, считается правильной и единственно возможной, так как других семейных отношений ребенок не видел. Вырастая и находясь даже в счастливом и благополучном браке, мужчина из такой семьи, возможно, захочет проявить "преданность" этой семейной модели и изменить своей жене. А женщина из такой семьи, находясь в счастливом браке, бессознательно будет ожидать измен мужа, омрачая жизнь себе и мужу необоснованными подозрениям. Это, как правило, разрушает отношения и приводит в конечном итоге к изменам. И в этом случае психология может помочь человеку переработать негативный детский образ семьи, может помочь отказаться от "родного", но деструктивного семейного поведения. Если супруги любят друг друга, то семейному счастью со стороны подсознания уже ничто не будет угрожать.
Психологический подход может оказать существенную помощь в понимании и соблюдении остальных заповедей Божиих. Заповеди "Не убивай", "Не кради", "Не произноси ложного свидетельства .", "Не желай дома ближнего твоего ." (Исх.20, 13,15,16,17) - имеют для современного человека одно общее психологическое ядро. Это некая внутренняя пустота, можно сказать "душевная дырка", которую человек пытается заполнить доступными ему средствами. Универсальным средством решения всех жизненных проблем подавляющее большинство наших современников считает деньги и материальные блага. Если ощущается какой-то жизненный дискомфорт, то наш современник "знает" его причину: "У меня мало денег" или "У меня плохая машина". И теперь все жизненные силы надо посвятить решению этой "проблемы" - любой ценой повысить свой материальный статус. Человеку кажется, что достижение определенного материального уровня наконец-то даст ему желанный душевный покой и радость жизни. Этой борьбе он без остатка посвящает свою жизнь, ему кажется, что он борется за свою хорошую жизнь и за хорошую жизнь своих детей, а в этой борьбе все средства хороши: можно и украсть, и обмануть, и оклеветать, бывает и так, что и смерти кому-то пожелаешь. А сколько в этой борьбе ненависти к более успешным конкурентам!
Если удается достичь желаемого материального уровня, то, как ни странно, удовлетворения от жизни не наступает. И уже готов ответ - материальный уровень должен быть еще выше! Эта погоня за материальным статусом может продолжаться всю жизнь, поскольку причина жизненной неудовлетворенности в душевной пустоте, которая заполняется совсем не материальным, а душевным. Борьба за материальный статус может быть очень увлекательной, наполненной страстями, драматическими коллизиями и временным торжеством победы, но "душевная дырка" остается на своем месте и постоянно о себе напоминает.
Приведу один запомнившийся мне случай. Ко мне на прием пришла успешная бизнес-леди, ее запросом являлось одиночество, неспособность создать семью. В процессе работы мы выяснили, что в ее систему жизненных ценностей не входят человеческие отношения, любовь и доверие к мужчине, там были одни только деньги, дорогие машины, квартиры и т.п. Для человека естественно стремиться к тому, что для него ценно, и естественно избегать того, что второстепенно и незначимо. Поэтому женщина и была одинока, но при этом очень обеспечена. Для этой женщины было большим открытием, что человеческие отношения могут являться ценностью, а также и то, что наша душа имеет свои особые потребности и их надо обязательно удовлетворять. Если душевные потребности человека не удовлетворяются, то общее качество жизни будет неудовлетворительным, даже несмотря на всевозрастающий материальный достаток.
Подобные истории повторяются довольно часто с молодыми людьми, подростковый период которых пришелся на девяностые годы. В это время почти во всех семьях взрослые были озабочены отсутствием денег и поисками путей выживании, большинство разговоров в семьях велось только об этом. И у многих подростков тогда сложилось представление, что главное в жизни это деньги и ничего другого более важного, чем деньги, в жизни нет. Во многом это было справедливо в тяжелые девяностые годы, но молодые люди остались с этими убеждениями до сих пор, и причину любых своих жизненных затруднений (в том числе душевных, психологических) они связывают только с деньгами или чем-то материальным. В этом случае борьба за деньги, за социальный статус приобретает смысл справедливой борьбы за свою счастливую жизнь, и в этой суровой борьбе неизбежно нарушаются многие заповеди Божии.
В этом случае психологическая консультация может помочь человеку не только понять, в чем истинная причина его жизненной неудовлетворенности, но и научить его жить по-новому, с более правильным отношением к самому себе и окружающему миру, в гармонии с заповедями Божиими. Часто люди осознают, что живут неправильно, знают, в чем эта неправильность, но ничего не могут изменить в своей жизни, потому что не знают, как жить правильно, а если и знают, как правильно, не могут и не умеют так жить. Можно сказать, что у них нет навыка правильной и хорошей жизни. И этот навык можно сформировать. Психологическая консультация - это интересная и полезная работа, в которой душа развивается, растет, совершенствуется, получает то, что не получила в родительской семье и во взрослой самостоятельной жизни. В душе или в психике формируются определенные структуры, или новые поведенческие навыки, которые позволяют человеку жить правильно, воспринимать и ценить душевное в самом себе и в других. В этом случае, при наличии навыков и умений жить правильно, соблюдение заповедей Божиих будет для человека совершенно естественным.
Очень важно сказать о сложностях, связанных с выполнением пятой заповеди: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле ." (Исх.20,12). Мой практический опыт и священника и психолога показывает, что наибольшие трудности в выполнении этой заповеди связаны прежде всего с непониманием глубинного, психологического, смысла этой заповеди. Эта заповедь регулирует отношения между родителями и детьми, особенно с взрослыми детьми, с одной единственной целью: ". чтобы продлились дни" жизни, чтобы передавалась сама жизнь из поколения в поколение. Часто приходится видеть, особенно среди церковных людей, что взрослые дети, в сорок или в пятьдесят лет, так "почитают" своих родителей, что отказываются от своей личной жизни, не создают своих семей, как им кажется, из долга перед родителями. В таких семьях создается невыносимая атмосфера постоянного раздражения, а порой и ненависти друг к другу, которая,
конечно, не продлевает дни ни
родителям, ни детям. Причин в этом случае
может быть много. Это может быть эгоизм родителей, не позволяющий им отпустить взрослых детей в самостоятельную жизнь. Это может быть страх самих детей перед взрослой жизнью и их эмоциональная зависимость от родителей. Бывает и так, что непрощенные детские или подростковые обиды привязывают к родителям крепче цепей и превращают жизнь взрослых людей в сплошное мучение. Чтобы искренне и глубоко почитать родителей, надо в своей душе найти все, что мешает этому, а главное, избавиться от этого мусора. Одному человеку, без профессиональной психологической помощи, сделать эту работу очень трудно. В любом случае это надо делать, так как уважительное и благодарное отношение к родителям достойно само по себе, к тому же это "продлевает дни на земле" и нам и нашим родителям.
Священник Игорь Поляков. Глава из брошюры "Вера, психика, здоровье". Издательство "Сатис", СПб, 2008.
Давайте попробуем представить, отличия нашей психики от психики человека, жившего, например, 3000 лет назад? Это сделать совершенно невозможно, слишком велики различия в жизни людей тогда и сейчас. Смысл текстов Св. Писания неизменный, но люди и их психика постоянно меняются. Правильно ли современный человек понимает вечный смыл Св. Писания, особенно в отношениях между людьми? Церковь дает нам исчерпывающее толкование отношений между человеком и Богом, но практика показывает, что в области отношений между людьми не все обстоит так благополучно. Например, седьмая заповедь: "Не прелюбодействуй". А как "не прелюбодействовать", если этого невыносимо хочется, а пост и молитва не помогают? Возможно, когда психика человека была иной, например, 3000 лет назад, достаточно было одной веры для соблюдения заповедей. Практика показывает, что современному человеку даже при наличии веры нужна дополнительная помощь в соблюдении заповедей. И эту помощь он может получить со стороны психологии, если, конечно, он сам того захочет.
Причиной супружеских измен чаще всего является попытка найти вне семьи то, что отсутствует в семейной жизни. Прежде всего это любовь, уважение, признание и еще многое другое. Мой опыт как священника, так и практикующего психолога показывает, что многие современные люди, в том числе и церковные, не умеют любить, не умеют выражать это чувство в отношениях. Этому они не научились в родительских семьях, потому что их родители в свою очередь тоже не умели любить как друг друга, так и своих детей, не могли или не хотели уважать членов своей семьи. Так жили родители, так живут и их дети, отказавшись от возможности семейного счастья или в вечном его поиске где-то за пределами семьи. В современной семейной психологии хорошо изучена динамика таких отношений, существует множество возможностей помочь человеку соблюдать седьмую заповедь, если, конечно, он сам того захочет. Помощь состоит именно в том, чтобы помочь научиться любить и чувствовать другого человека, научиться понимать самого себя и тех, кто рядом. В этом случае уже не нужны усилия для соблюдения седьмой заповеди. "Борьба" за седьмую заповедь начинается тогда, когда из семьи уходит любовь или её вообще не было.
Существует еще несколько причин, по которым может нарушаться седьмая заповедь. Например, уже взрослый человек пережил сильную психологическую травму в личных отношениях, и с тех пор он боится любить, боится доверять близким. Из страха повторного переживания подобной травмы такой человек позволяет себе только легкие, поверхностные отношения, лишенные любви и ответственности. Это не приносит душе удовлетворения, но возникает иллюзия, что спасение принесет разнообразие подобных отношений. Так возникает то, что мы называем словом "блуд". И в этом случае психология может помочь человеку переработать травматическую ситуацию и избавиться от страха любить и доверять близким людям. Если удастся это сделать, то нарушать седьмую заповедь не будет никакого желания.
Еще один возможный сюжет, связанный с бессознательной преданностью и верностью своей родительской семье. Допустим, супруги счастливы и любят друг друга. Но в семье одного из супругов, например, папа изменял маме и это сопровождалось запоминающимися скандалами. У ребенка из такой семьи в подсознании складывается именно такой образ семьи, такая модель семейного поведения. Эта модель семейного поведения, опять же подсознательно, считается правильной и единственно возможной, так как других семейных отношений ребенок не видел. Вырастая и находясь даже в счастливом и благополучном браке, мужчина из такой семьи, возможно, захочет проявить "преданность" этой семейной модели и изменить своей жене. А женщина из такой семьи, находясь в счастливом браке, бессознательно будет ожидать измен мужа, омрачая жизнь себе и мужу необоснованными подозрениям. Это, как правило, разрушает отношения и приводит в конечном итоге к изменам. И в этом случае психология может помочь человеку переработать негативный детский образ семьи, может помочь отказаться от "родного", но деструктивного семейного поведения. Если супруги любят друг друга, то семейному счастью со стороны подсознания уже ничто не будет угрожать.
Психологический подход может оказать существенную помощь в понимании и соблюдении остальных заповедей Божиих. Заповеди "Не убивай", "Не кради", "Не произноси ложного свидетельства .", "Не желай дома ближнего твоего ." (Исх.20, 13,15,16,17) - имеют для современного человека одно общее психологическое ядро. Это некая внутренняя пустота, можно сказать "душевная дырка", которую человек пытается заполнить доступными ему средствами. Универсальным средством решения всех жизненных проблем подавляющее большинство наших современников считает деньги и материальные блага. Если ощущается какой-то жизненный дискомфорт, то наш современник "знает" его причину: "У меня мало денег" или "У меня плохая машина". И теперь все жизненные силы надо посвятить решению этой "проблемы" - любой ценой повысить свой материальный статус. Человеку кажется, что достижение определенного материального уровня наконец-то даст ему желанный душевный покой и радость жизни. Этой борьбе он без остатка посвящает свою жизнь, ему кажется, что он борется за свою хорошую жизнь и за хорошую жизнь своих детей, а в этой борьбе все средства хороши: можно и украсть, и обмануть, и оклеветать, бывает и так, что и смерти кому-то пожелаешь. А сколько в этой борьбе ненависти к более успешным конкурентам!
Если удается достичь желаемого материального уровня, то, как ни странно, удовлетворения от жизни не наступает. И уже готов ответ - материальный уровень должен быть еще выше! Эта погоня за материальным статусом может продолжаться всю жизнь, поскольку причина жизненной неудовлетворенности в душевной пустоте, которая заполняется совсем не материальным, а душевным. Борьба за материальный статус может быть очень увлекательной, наполненной страстями, драматическими коллизиями и временным торжеством победы, но "душевная дырка" остается на своем месте и постоянно о себе напоминает.
Приведу один запомнившийся мне случай. Ко мне на прием пришла успешная бизнес-леди, ее запросом являлось одиночество, неспособность создать семью. В процессе работы мы выяснили, что в ее систему жизненных ценностей не входят человеческие отношения, любовь и доверие к мужчине, там были одни только деньги, дорогие машины, квартиры и т.п. Для человека естественно стремиться к тому, что для него ценно, и естественно избегать того, что второстепенно и незначимо. Поэтому женщина и была одинока, но при этом очень обеспечена. Для этой женщины было большим открытием, что человеческие отношения могут являться ценностью, а также и то, что наша душа имеет свои особые потребности и их надо обязательно удовлетворять. Если душевные потребности человека не удовлетворяются, то общее качество жизни будет неудовлетворительным, даже несмотря на всевозрастающий материальный достаток.
Подобные истории повторяются довольно часто с молодыми людьми, подростковый период которых пришелся на девяностые годы. В это время почти во всех семьях взрослые были озабочены отсутствием денег и поисками путей выживании, большинство разговоров в семьях велось только об этом. И у многих подростков тогда сложилось представление, что главное в жизни это деньги и ничего другого более важного, чем деньги, в жизни нет. Во многом это было справедливо в тяжелые девяностые годы, но молодые люди остались с этими убеждениями до сих пор, и причину любых своих жизненных затруднений (в том числе душевных, психологических) они связывают только с деньгами или чем-то материальным. В этом случае борьба за деньги, за социальный статус приобретает смысл справедливой борьбы за свою счастливую жизнь, и в этой суровой борьбе неизбежно нарушаются многие заповеди Божии.
В этом случае психологическая консультация может помочь человеку не только понять, в чем истинная причина его жизненной неудовлетворенности, но и научить его жить по-новому, с более правильным отношением к самому себе и окружающему миру, в гармонии с заповедями Божиими. Часто люди осознают, что живут неправильно, знают, в чем эта неправильность, но ничего не могут изменить в своей жизни, потому что не знают, как жить правильно, а если и знают, как правильно, не могут и не умеют так жить. Можно сказать, что у них нет навыка правильной и хорошей жизни. И этот навык можно сформировать. Психологическая консультация - это интересная и полезная работа, в которой душа развивается, растет, совершенствуется, получает то, что не получила в родительской семье и во взрослой самостоятельной жизни. В душе или в психике формируются определенные структуры, или новые поведенческие навыки, которые позволяют человеку жить правильно, воспринимать и ценить душевное в самом себе и в других. В этом случае, при наличии навыков и умений жить правильно, соблюдение заповедей Божиих будет для человека совершенно естественным.
Очень важно сказать о сложностях, связанных с выполнением пятой заповеди: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле ." (Исх.20,12). Мой практический опыт и священника и психолога показывает, что наибольшие трудности в выполнении этой заповеди связаны прежде всего с непониманием глубинного, психологического, смысла этой заповеди. Эта заповедь регулирует отношения между родителями и детьми, особенно с взрослыми детьми, с одной единственной целью: ". чтобы продлились дни" жизни, чтобы передавалась сама жизнь из поколения в поколение. Часто приходится видеть, особенно среди церковных людей, что взрослые дети, в сорок или в пятьдесят лет, так "почитают" своих родителей, что отказываются от своей личной жизни, не создают своих семей, как им кажется, из долга перед родителями. В таких семьях создается невыносимая атмосфера постоянного раздражения, а порой и ненависти друг к другу, которая,
конечно, не продлевает дни ни
родителям, ни детям. Причин в этом случае
может быть много. Это может быть эгоизм родителей, не позволяющий им отпустить взрослых детей в самостоятельную жизнь. Это может быть страх самих детей перед взрослой жизнью и их эмоциональная зависимость от родителей. Бывает и так, что непрощенные детские или подростковые обиды привязывают к родителям крепче цепей и превращают жизнь взрослых людей в сплошное мучение. Чтобы искренне и глубоко почитать родителей, надо в своей душе найти все, что мешает этому, а главное, избавиться от этого мусора. Одному человеку, без профессиональной психологической помощи, сделать эту работу очень трудно. В любом случае это надо делать, так как уважительное и благодарное отношение к родителям достойно само по себе, к тому же это "продлевает дни на земле" и нам и нашим родителям.
Священник Игорь Поляков. Глава из брошюры "Вера, психика, здоровье". Издательство "Сатис", СПб, 2008.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)