понедельник, 15 марта 2010 г.
И милый образ во сне лишь порою видали.
С тоской глубокой и стастью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.
Они расстались в безмолвном и гордом страданье
И милый образ во сне лишь порою видали.
И смерть пришла: наступило за гробом свиданье...
Но в мире новом друг друга они не узнали.
Ответ на заказ))
Ну вот оно, "что-нибудь"))))
Выстрел был почти не слышен, только свистнул тонко выжигаемый лучом воздух.Почти сразу же на мониторе рядом зажглись цифры - 1,3 - программа-имитатор оценила степень поражения цели. 1,3 из 10 возможных.
- Ну что ж,Валь,- вздохнул инструктор Грэм. - Стреляешь ты еще хуже, чем готовишь.
Валь вздернула нос - ну кто виноват, что сервис-служба ее не любит? И вообще, ну подумаешь, хлорелла вышла вместо говядины, так это автоповар виноват, Валь программу правильно вводила!
- Зря ты выбрала военные курсы, - продолжал инструктор. - Я бы на твоем месте сменил группу. Предподготовка - важное дело, не стоит зря тратить время на то, к чему у тебя никакой склоности нет.
- Но я хочу! - упрямо возразила Валь. - И я стану солдатом!
- Твое дело, - пожал плечами Грэм. - Но подумать стоит, пока не поздно.
- Валь! - громкий окрик разбил сновидение, вернул ее обратно в жесткое кресло десантного катера.
- Ну ты даешь спать! - хохотнул Рэнд. - Еле добудился. Прилетели уже, высадка через десять минут.
Валь молча кивнула и поднялась с кресла. И правда, давно она так крепко не спала. А уж снов про детство не видела уже вообще неизвестно сколько. Да еще и таких ярких.
- Взвод, строится! - капрал Терьев замер посреди трюма. - Смирно!
Валь привычно вытянулась на краю шеренги рядом с Рендом, чувствуя, как дрожит палуба под ногами - катер опускался к земле.
- Идем на юго-запад, через джунгли. Дистанция до цели - 42 стандартных мили, порядок движения полевой - тройками. Связь только в экстренном случае. Кстати, в этом районе планеты пора цветения, так что фильтры менять каждые два часа. Два часа, ясно? Эвакуировать зараженных будет некогда. Все поняли? - капрал обвел десантников внимательным взглядом. - Вольно. Разбиться на тройки.
Валь последний раз проверила винтовку - полный энергозапас, активность защитного комбинезона - зеленое мерцание индикаторов на предплечье, крепление походного ранца.
Палубу встряхнуло сильнее, и гул двигателей стих.
- Надеть шлемы! - громко приказал капрал.
Планета встречала солдат солнцем, ветром и яркими, почти слепящими красками. Валь активировала светофильтры и замерла у самого пандуса - их тройка шла замыкающей.
Впереди среди зарослей исчезали остальные - один за другим, без спешки, почти беззвучно. Егеря, все-таки. Элита флота.
"Инструктор Грэм мог бы мой гордиться, - неожиданно подумалось Валь. - Вот только готовить я так и не научилась."
И она шагнула вперед.
Тим Бёртон от А до Я
От "А" до "Ж"
АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС
Формально «Алиса» Тима Бертона с бюджетом около 250 млн долларов - не дословная экранизация сказки Льюиса Кэрролла. Алисе (Мия Васиковски) 19 лет, она возвращается в Зазеркалье накануне свадьбы, чтобы разобраться с Королевой червей, которую играет Елена Бонэм-Картер, постоянная актриса и жена Бертона. Переехавший к жене в Британию режиссер был очевидной кандидатурой для съемок «Алисы» - даже лондонский офис постановщика голливудских блокбастеров находится в доме, который когда-то принадлежал художнику Артуру Рэкхему, нарисовавшему иллюстрации к изданию «Алисы в Стране чудес» 1907 года.
БЭТМЕН
Первый «Бэтмен» (1989) вывел Бертона на недосягаемый уровень и сделал 31-летнего режиссера золотым мальчиком Голливуда. «Бэтмен» стал одним из первых блокбастеров в современном смысле - с целой индустрией игрушек, комиксов и сиквелов. Бертон снял первые два фильма, но недавно прошла новость, что ему предложили ставить комикс на Бродвее как мюзикл. Известно, что о третьей и четвертой частях «Бэтмена» Бертон отзывался нелестно, но когда Кристофер Нолан возобновил франшизу с Кристианом Бэйлом в 2005-м, признался, что смотрел с удовольствием.
ВЛИЯНИЕ
«Пока мои ровесники ходили с родителями на вестерны, - вспоминал Бертон, - я в полном одиночестве запоем смотрел дешевые фильмы ужасов». Большое влияние на будущего режиссера оказали мастер итальянского giallo Марио Бава и его фильмы вроде «Маски дьявола», классик низкобюджетного хоррора Роджер Корман и трэшмейкер Расс Майер. Кроме того, как и советские дети, выросшие в 70-е, Бертон вырос на недорогих приключенческих фильмах вроде «Джейсона и аргонавтов», дешевые эффекты в которых вызывают сейчас умиление.
ГОТИКА
Школа режиссера и продюсера Роджера Кормана, снимавшего по фильму в неделю на протяжении 60-70-х годов, гораздо больше повлияла на американское кино, чем кажется на первый взгляд, - именно у него начинали такие разные режиссеры, как Фрэнсис Форд Коппола и Джеймс Кэмерон. Бертона больше всего завораживали «готические» фильмы Кормана - часто это были экранизации новелл Эдгара По с Винсентом Прайсом, героем Бертона, в роли инфернального злодея. Лужайка перед замком с башенками, играет тревожная музыка.
ДЖОННИ ДЕПП
Познакомился с Бертоном 20 лет назад, когда он, актер из глупого молодежного сериала, пришел пробоваться на роль Эдварда Руки-ножницы. Считает, что обязан ему своей карьерой. Снялся в итоге у режиссера в семи фильмах, стал крестным его сына Билли Рэя и написал предисловие к книге «Бертон о Бертоне», где лучше всего объяснил феномен любимого режиссера: «Я никогда не встречал такого асоциального типа, который бы прогнул киноиндустрию под себя, причем на своих условиях».
ЕЛЕНА БОНЭМ-КАРТЕР
Правнучка британского премьер-министра, известна по ролям в «Бойцовском клубе» и «Терминаторе-4». Познакомилась с Бертоном в 2001-м на съемках «Планеты обезьян», где играла миловидную шимпанзе. Мать двух его детей, живет в отдельном доме по соседству с мужем.
ЖЕНЩИНЫ
Если Хичкок любил холодных блондинок, а Вуди Аллен в последнее время снимает только Скарлетт Йоханссон, то типичная героиня Бертона - измученная неврозами брюнетка с затравленным взглядом. Вайнона Райдер в «Битлджусе», Натали Портман в «Марс атакует!», Кристина Риччи в «Сонной лощине», Елена Бонэм-Картер в «Суини Тодде». Бертону нравится заставлять своих женщин страдать, но обычно награждает их хеппи-эндом. Жизнерадостные блондинки появляются у него, только когда речь идет о реально живших персонажах (Патриция Аркетт и Сара Джессика Паркер в «Эде Вудее»).
От "З" до "К"
ЗОМБИ
Герои Бертона часто начинают жить, когда другие заканчивают. Супруги Алек Болдуин и Джина Дэвис гибнут в автокатастрофе в первые же минуты «Битлджуса» и потом весь фильм пытаются выгнать из своего дома новых жильцов. Зомби Кристофер Уокен бодро выпрыгивает из-под земли, чтобы обезглавить очередную жертву. Герои «Трупа невесты» и «Кошмара перед Рождеством» немногим живее.
ИНСТРУМЕНТЫ
Бертон всю жизнь испытывал слабость к механическим приспособлениям, странным аксессуарам и гаджетам. Руки-ножницы Эдварда, лезвия Суини Тодда, круглые очочки и другие новаторские для XIX века инструментики Икабода Крейна из «Сонной лощины», пыточный аппарат, при помощи которого отец Вилли Вонки исправлял ему зубы в детстве. Эти механизмы добавляют фильмам Бертона клиническую искусственность и при этом маленькие человечные детали - характерам героев.
КЛОУНАДА
Когда Тим Бертон в настроении, он может и пошалить. В первом же его игровом фильме «Большое приключение Пи-Ви» практически нет сюжета, он построен вокруг любви главного героя к собственному велосипеду и весь держится на ужимках персонажа, который как будто остановился в развитии лет в 10. Другие герои Бертона - Битлджус, Вилли Вонка, Эд Вуд - стали образцовыми киноэксцентриками.
От "Л" до "О"
ЛАЙЗА МЭРИ
С 1992-го по 2001-й была подругой и музой Бертона. За время совместной жизни сыграла во всех его фильмах, правда, небольшие роли - актрисы Вампиры в «Эде Вуде», инопланетянки в «Марс атакует!», матери главного героя в «Сонной лощине» и примата в «Планете обезьян». После того, как Бертон расстался с ней, устроила аукцион совместно нажитых вещей под предлогом, что работала на фильмах бойфренда за гроши. До знакомства с Бертоном позировала таким знаменитым фотографам, как Роберт Мэпплторп и Брюс Вебер.
МАЙКЛ КИТОН
Сейчас Бертон вспоминает, что продюсеры «Бэтмена» не хотели, чтобы Майкл Китон, с которым режиссер работал на «Битлджусе», играл человека-летучую мышь. До «Бэтмена» Китон считался характерным актером, а никак не исполнителем героических ролей, в то время как продюсеры хотели экшен-героя вроде Шварценеггера. Тем не менее, пока кинокомикс не возродился в 2000-х в лице Кристиана Бэйла, Китон считался лучшим Бэтменом - Вэл Килмер и Джордж Клуни были растоптаны критиками.
НЕРЕАЛИЗОВАННОЕ
В биографии каждого режиссера есть графа «Если бы да кабы». В середине 80-х Бертон был в шорт-листе продюсеров для постановки знаменитого триллера «Муха», который в итоге снял Дэвид Кроненберг. Также в 80-е Бертон всерьез собирался сделать ремейк экспрессионистского шедевра 20-х годов «Кабинет доктора Калигари». Проект так и не был реализован. И, наконец, в 90-х режиссеру предлагали вернуть на экраны «Супермена», что удалось сделать Брайану Сингеру только в 2006-м.
ОТЦЫ
У Бертона, который описывает свое детство так: «Был предоставлен самому себе», сложные отношения с киношными отцами. Его герои - часто сироты, находящие суррогатных отцов (Создатель в «Эдварде Руки-ножницы», дворецкий в «Бэтмене»), или жертвы плохого родительского обращения. В «Большой рыбе», единственном фильме Бертона, который можно назвать «семейной драмой», главный герой мучительно выясняет отношения с отцом (Альберт Финни, справа). Но любимый персонаж американского кино - психоаналитик - Бертону чужд.
От "П" до "Т"
ПРИЗНАНИЕ
В списке «50 лучших режиссеров в истории кино» журнала Entertainment Weekly Бертон занимает 49-е место, причем он самый молодой из названных. Но самое большое признание режиссер нашел у зрителей. Пять его фильмов собрали больше 200 млн долларов каждый, самый кассовый из них - «Чарли и шоколадная фабрика» - собрал больше 470 млн в мировом прокате. Единственное признание, которое его миновало, - коллег. У Бертона всего одна номинация на «Оскар», да и то за мультфильм «Труп невесты».
РИСУНКИ
Каждый фильм Бертона начинается с визуальной идеи - набросков, которые он привык делать, когда еще работал мультипликатором на студии Disney. О том времени он вспоминал, что рисовал для себя в перерывах между работой над другими проектами. Первый мультфильм «Винсент», нарисованный Бертоном, стоил 60 тысяч долларов - копейки по сравнению с бюджетами его последних фильмов. В ноябре прошлого года в музее MoMA открылась большая выставка, посвященная его работам.
СНЕГ ИДЕТ
У каждого художника с ярко выраженным узнаваемым стилем есть не только свои милые особенности, но и клише. Например, он часто любит начинать свои фильмы так: в уютном домикена краю городка милая старушка в очках и с вязанием принимается за свой рассказ. В окно видно, что на улице идет снег. Под кукольную музыку Дэнни Эльфмана мы переносимся в молодость старушки, когда она была прелестной девушкой. Такие приемы подчеркивают сказочность и мифологичность фильмов Бертона.
ТРЕШ
Дешевые фильмы 60-70-х предлагали подросткам то, что «приличное, дорогое» кино считало низменным, - они уносили в мир, которого нет в реальности, в мир Годзиллы, Франкенштейна и зеленых тварей, кравших девушек в купальниках. Бертон любит проводить параллели между сказками братьев Гримм и киношным мусором - и там, и там полно страшных моментов, которые поражают детское воображение и меняют представление о мире. В 90-е компьютеры позволили вывести эту культуру из трэш-гетто в мультиплексы.
От "У" до "Я"
УРОДЫ
В лице Бертона все люди, чувствующие себя «не такими, как все», нашли своего защитника. Даже супергерой Бэтмен - всего лишь фрик с психологическими проблемами. Бертон подарил поп-культуре образы великолепных уродов - Кошки, Пингвина, Джокера, Всадника без головы и Битлджуса. Забавно, что в единственном фильме режиссера, который нельзя назвать сказкой, - в «Большой рыбе» - все равно нашлось место для толпы фриков от оборотня Дэнни Де Вито до великанов и сиамских близнецов.
ФЛЕШБЭКИ
Бертон редко рассказывает истории про своих героев последовательно, но при этом любит придумывать им мотивации из прошлого. Поэтому сцены «из сегодня» часто прерываются воспоминаниями или снами главного героя. Икабод Крейн в «Сонной лощине» вспоминает, как отец наказывал мать, Эдвард Руки-ножницы тоскует по умершему Создателю, Вилли Вонку мучают воспоминания о несчастливом детстве без сладкого. Бертон как будто все время возвращается к своему детству, и там нас ждут «твари из черной лагуны», которые до сих пор его преследуют.
ХОРРОР
Выросший на фильмах ужасов Бертон боготворит киношных злодеев, которые безуспешно пытались напугать его в детстве. С самого начала своей карьеры он приглашал в свои фильмы Кристофера Ли Майкла Гоу (дворецкий из «Бэтмена»), Кристофера Уокена (Всадник без головы в «Сонной лощине») и Винсента Прайса, которому посвятил свой первый рисованный фильм «Винсент». Прайс любезно согласился его озвучить. Представьте себе фанатское счастье.
ЦИРК
Цирк как жизнь - это избитая метафора, но, когда сказочник берется показывать «настоящую жизнь», без накладок не обойтись. Начав рассказывать о семейных отношениях в семье Блумов в «Большой рыбе», Бертон быстро поддается очарованию шапито и всю свою фантазию направляет в сторону, куда едет бродячий цирк.
ЧЕРНЫЙ
Любовь Тима Бертона ко всему мрачному распространяется не только на кино. Он известен тем, что практически не носит одежду никаких цветов кроме черного. Злые языки утверждают, что он просто не умеет сочетать цвета. Проще предположить, что застенчивые люди в принципе не очень думают о том, что на них надето.
ШОКОЛАД
Бертон в своих фильмах часто наказывает отрицательных героев тем, к чему они больше всего стремились. Злодейка в исполнении Миранды Ричардсон, например, из «Сонной лощины» сама становится жертвой Всадника, который раньше выполнял ее волю. В «Чарли и шоколадной фабрике» режиссер наказывает жадных до сладкого со свойственной ему избыточностью. Хотели - получите.
ЩЕКИ
Говорят, по настоянию жены Елены Бонэм-Картер, славящейся своими острыми скулами, Бертон сделал в 2005 году пластическую операцию. И если раньше отвисшие щеки делали его похожим на солиста группы Cure Роберта Смита, то теперь он скорее напоминает рокера Дэйва Наварро.
ЭЛЬФМАН, ДЭННИ
Автор саундтреков ко всем фильмам Бертона за исключением «Эда Вуда» и «Суини Тодда» - по звукам его музыки бертоновский фильм узнается еще на титрах. Познакомился с режиссером во время работы над его игровым дебютом «Большое приключение Пи-Ви». После саундтреков к первым двум «Бэтменам» сочинил музыку практически ко всем фильмам про супергероев от «Людей в черном» до «Человека-паука». Женат на актрисе и представительнице знаменитого голливудского клана Бриджит Фонде.
ЮНОСТЬ ХУДОЖНИКА
«Ранние годы» были проведены типично для будущего гения - в полном одиночестве наедине с телевизором. Когда Бертон пошел на работу на студию Disney, он вспоминал, что на его лице всегда было написано «Оставьте меня в покое», и он часто дремал с карандашом в руках, чтобы всем казалось, будто он работает. Что не помешало ему в 1982 году нарисовать первый фильм - «Винсент» - в рабочее время.
ЯПОНИЯ
Работая в Disney, Бертон получил в 1982-м возможность снять телефильм для жителей страны, фильмы которой про Годзиллу любил с детства. Это была сделанная для японского отделения Disney экранизация сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель», роли в которой исполнили актеры из Японии. Застенчивый дебютант получил возможность впервые работать с актерами, но результат мало кто увидел - «Гензель и Гретель» был показан на Хеллоуин вечером, когда детской аудитории не до телевизора.
Погода хорошая, но где весна?
Сегодняшний сон не стоит того, чтобы о нем писать.
Вчера сходила в театр.... пьеса хорошая, актеры отличные! Но почему, чтобы донести какую-то мысль, нужно столько времени? Я как всегда нетерпелива. Все понравилось, кроме количества потраченного на это времени. К концу спектакля разболелась голова и не проходит до сих пор. Погода?
По дороге слушала радио: все ждут весны. Почему время года так важно для жизни? Да, станет чуточку теплее, потом возможно жарко, но жизнь не зависит от температуры или наличия облаков на небе. Мне кажется, люди себя обманывают, ожидая весны как избавления от тоски, скуки, одиночества, разочарований и однообразия жизни.
Мартовские Иды
Пусть кто-то думает об этом с сожалением, кто-то отмечает как праздник последнего проявления респубиканского духа. Я всегда испытывала к этому человеку иррациональную симпатию, без отношения к его поступкам и деятельности. Кое-кто из университетских друзей даже называл меня Юлией, утверждая что мои родители ошиблись с именем:)
Первая радость от уроков латинского в свое время заключалась в том что мы его учили, как и пологается, именно по его "Запискам о Гальской войне" :)
В каком-то смысле для меня это день человеческой глупости, не понимающей что историю невозможно повернуть назад.
Как бы то ни было этот день всегда стоит помнить и я его помню.
Плутарх-"Жизнеописание Цезаря"
Многие рассказывают также, что какой-то гадатель предсказал Цезарю, что в тот день месяца марта, который римляне называют идами, ему следует остерегаться большой опасности. Когда наступил этот день, Цезарь, отправляясь в сенат, поздоровался с предсказателем и шутя сказал ему: «А ведь мартовские иды наступили!», на что тот спокойно ответил: «Да, наступили, но не прошли!»
За день до этого во время обеда, устроенного для него Марком Лепидом, Цезарь, как обычно, лежа за столом, подписывал какие-то письма. Речь зашла о том, какой род смерти самый лучший. Цезарь раньше всех вскричал: «Неожиданный!» После этого, когда Цезарь покоился на ложе рядом со своей женой, все двери и окна в его спальне разом растворились. Разбуженный шумом и ярким светом луны, Цезарь увидел, что Кальпурния рыдает во сне, издавая неясные, нечленораздельные звуки. Ей привиделось, что она держит в объятиях убитого мужа. Другие, впрочем, отрицают, что жена Цезаря видела такой сон; у Ливия говорится, что дом Цезаря был по постановлению сената, желавшего почтить Цезаря, украшен фронтоном и этот фронтон Кальпурния увидела во сне разрушенным, а потому причитала и плакала. С наступлением дня она стала просить Цезаря, если возможно, не выходить и отложить заседание сената; если же он совсем не обращает внимания на ее сны, то хотя бы посредством других предзнаменований и жертвоприношений пусть разузнает будущее. Тут, по-видимому, и в душу Цезаря вкрались тревога и опасения, ибо раньше он никогда не замечал у Кальпурнии суеверного страха, столь свойственного женской природе, теперь же он увидел ее сильно взволнованной. Когда гадатели после многочисленных жертвоприношений объявили ему о неблагоприятных предзнаменованиях, Цезарь решил послать Антония, чтобы он распустил сенат.
Однако это, может быть, просто игра случая; но место, где произошла борьба и убийство Цезаря и где собрался в тот раз сенат, без всякого сомнения, было избрано и назначено божеством; это было одно из прекрасно украшенных зданий, построенных Помпеем, рядом с его театром; здесь находилось изображение Помпея. Перед убийством Кассий, говорят, посмотрел на статую Помпея и молча призвал его в помощники, несмотря на то, что не был чужд эпикурейской философии; однако, приближение минуты, когда должно было произойти ужасное деяние, по-видимому, привело его в какое-то исступление, заставившее забыть все прежние мысли. Антония, верного Цезарю и отличавшегося большой телесной силой, Брут Альбин нарочно задержал на улице, заведя с ним длинный разговор.
При входе Цезаря сенат поднялся с места в знак уважения. Заговорщики же, возглавляемые Брутом, разделились на две части: одни стали позади кресла Цезаря, другие вышли навстречу, чтобы вместе с Туллием Кимвром просить за его изгнанного брата; с этими просьбами заговорщики провожали Цезаря до самого кресла. Цезарь, сев в кресло, отклонил их просьбы, а когда заговорщики приступили к нему с просьбами, еще более настойчивыми, выразил каждому из них свое неудовольствие. Тут Туллий схватил обеими руками тогу Цезаря и начал стаскивать ее с шеи, что было знаком к нападению. Каска первым нанес удар мечом в затылок; рана эта, однако, была неглубока и несмертельна: Каска, по-видимому, вначале был смущен дерзновенностью своего ужасного поступка. Цезарь, повернувшись, схватил и задержал меч. Почти одновременно оба закричали: раненый Цезарь по-латыни - «Негодяй Каска, что ты делаешь?», а Каска по-гречески, обращаясь к брату, - «Брат, помоги!» Непосвященные в заговор сенаторы, пораженные страхом, не смели ни бежать, ни защищать Цезаря, ни даже кричать. Все заговорщики, готовые к убийству, с обнаженными мечами окружили Цезаря: куда бы он ни обращал взор, он, подобно дикому зверю, окруженному ловцами, встречал удары мечей, направленные ему в лицо и в глаза, так как было условленно, что все заговорщики примут участие в убийстве и как бы вкусят жертвенной крови. Поэтому и Брут нанес Цезарю удар в пах. Некоторые писатели рассказывают, что, отбиваясь от заговорщиков, Цезарь метался и кричал, но, увидев Брута с обнаженным мечом, накинул на голову тогу и подставил себя под удары. Либо сами убийцы оттолкнули тело Цезаря к цоколю, на котором стояла статуя Помпея, либо оно там оказалось случайно. Цоколь был сильно забрызган кровью. Можно было подумать, что сам Помпей явился для отмщенья своему противнику, распростертому у его ног, покрытому ранами и еще содрогавшемуся. Цезарь, как сообщают, получил двадцать три раны. Многие заговорщики переранили друг друга, направляя столько ударов в одно тело.
После вскрытия завещания Цезаря обнаружилось, что он оставил каждому римлянину значительный подарок. Видя, как его труп, обезображенный ударами, несут через форум, толпы народа не сохранили спокойствия и порядка; они нагромоздили вокруг трупа скамейки, решетки и столы менял с форума, подожгли все это и таким образом предали труп сожжению. Затем одни, схватив горящие головни, бросились поджигать дом убийц Цезаря; другие побежали по всему городу в поисках заговорщиков, стараясь схватить их, чтобы разорвать на месте. Однако никого из заговорщиков найти не удалось, все надежно укрылись в домах.
Цезарь умер всего пятидесяти шести лет от роду, пережив Помпея не многим более чем на четыре года. Цезарю не пришлось воспользоваться могуществом и властью, к которым он ценой величайших опасностей стремился всю жизнь и которых достиг с таким трудом. Ему достались только имя владыки и слава, принесшая зависть и недоброжелательство сограждан. Его могучий гений-хранитель, помогавший ему в течение всей жизни, и после смерти не оставил его, став мстителем за убийство, преследуя убийц и гонясь за ними через моря и земли, пока никого из них не осталось в живых. Он наказал тех, кто хоть как-то был причастен либо к осуществлению убийства, либо к замыслам заговорщиков.
Из всех случайностей человеческой жизни самая удивительная выпала на долю Кассия. Потерпев поражение при Филиппах, он покончил с собой, заколовшись тем самым коротким мечом, который убил Цезаря.
Шекспир, "Юлий Цезарь" (акт 3, сцена 2)
Антоний
Друзья, сограждане, внемлите мне.
Не восхвалять я Цезаря пришел,
А хоронить. Ведь зло переживает
Людей, добро же погребают с ними.
Пусть с Цезарем так будет. Честный Брут
Сказал, что Цезарь был властолюбив.
Коль это правда, это тяжкий грех,
За это Цезарь тяжко поплатился.
Здесь с разрешенья Брута и других, -
А Брут ведь благородный человек,
И те, другие, тоже благородны, -
Над прахом Цезаря я речь держу.
Он был мне другом искренним и верным,
Но Брут назвал его властолюбивым,
А Брут весьма достойный человек.
Гнал толпы пленников к нам Цезарь в Рим,
Их выкупом казну обогащал,
Иль это тоже было властолюбьем?
Стон бедняка услыша, Цезарь плакал,
А властолюбье жестче и черствей;
Но Брут назвал его властолюбивым,
А Брут весьма достойный человек.
Вы видели, во время Луперкалий
Я трижды подносил ему корону,
И трижды он отверг - из властолюбья?
Но Брут назвал его властолюбивым,
А Брут весьма достойный человек.
Что Брут сказал, я не опровергаю,
Но то, что знаю, высказать хочу.
Вы все его любили по заслугам,
Так что ж теперь о нем вы не скорбите?
О справедливость! Ты в груди звериной,
Лишились люди разума. Простите;
За Цезарем ушло в могилу сердце.
Позвольте выждать, чтоб оно вернулось.
Первый гражданин
В его словах как будто много правды.
Второй гражданин
Выходит, если только разобраться, -
Зря Цезарь пострадал.
Третий гражданин
А я боюсь,
Его заменит кто-нибудь похуже.
Четвертый гражданин
Вы слышали? Не взял короны Цезарь;
Так, значит, не был он властолюбив.
Первый гражданин
Тогда они поплатятся жестоко.
Второй гражданин
От слез глаза его красны, как угли.
Третий гражданин
Всех благородней в Риме Марк Антоний.
Антоний
Вчера еще единым словом Цезарь
Всем миром двигал: вот он недвижим,
Без почестей, пренебрегаем всеми.
О граждане, когда бы я хотел
Поднять ваш дух к восстанью и отмщенью,
Обидел бы я Кассия и Брута,
А ведь они достойнейшие люди.
Я не обижу их, скорей обижу
Покойного, себя обижу, вас,
Но не таких достойнейших людей.
Вот здесь пергамент с Цезаря печатью,
Найденный у него, - то завещанье.
Когда бы весь народ его услышал, -
Но я читать его не собираюсь, -
То раны Цезаря вы лобызали б,
Платки мочили бы в крови священной,
Просили б волосок его на память
И, умирая, завещали б это
Как драгоценнейшее достоянье
Своим потомкам.
Четвертый гражданин
Прочти нам завещанье, Марк Антоний.
Все
Прочти нам Цезарево завещанье!
Антоний
Друзья, терпенье. Мне нельзя читать.
Нельзя вам знать, как Цезарь вас любил.
Вы - люди, а не дерево, не камни;
Услышав Цезарево завещанье,
Воспламенитесь вы, с ума сойдете;
Не знаете вы о своем наследстве,
А иначе - о, что бы здесь свершилось!
Четвертый гражданин
Мы слушаем. Читай скорей, Антоний,
Прочти нам Цезарево завещанье.
Антоний
Терпенье. Можете вы подождать.
О завещанье я вам проболтался,
Боюсь обидеть тех людей достойных,
Что Цезаря кинжалами сразили.
Четвертый гражданин
Достойных! Нет, предатели они.
Все
Читай нам завещанье!
Второй гражданин
Они злодеи, убийцы. Читай же завещанье!
Антоний
Хотите, чтоб прочел я завещанье?
Над прахом Цезаря все станьте кругом,
Я покажу того, кто завещал.
Могу ль сойти? Вы разрешите мне?
Все
Сходи.
Второй гражданин
Спускайся.
Антоний сходит с ростры.
Мы разрешаем.
Четвертый гражданин
Станьте в круг.
Первый гражданин
От тела и носилок отойдите.
Второй гражданин
Место Антонию, благородному Антонию!
Антоний
Так не теснитесь. Расступитесь шире.
Все
Назад! Назад! Раздайтесь!
Антоний
Коль слезы есть у вас, готовьтесь плакать.
Вы эту тогу знаете; я помню,
Как Цезарь в первый раз ее надел:
То было летним вечером, в палатке,
В тот день, когда он нервиев разбил.
Смотрите! След кинжала - это Кассий;
Сюда удар нанес завистник Каска,
А вот сюда любимый Брут разил:
Когда ж извлек он свой кинжал проклятый,
То вслед за ним кровь Цезаря метнулась,
Как будто из дверей, чтоб убедиться -
Не Брут ли так жестоко постучался.
Ведь Брут всегда был Цезарев любимец,
О боги, Цезарь так любил его!
То был удар из всех ударов злейший:
Когда увидел он, что Брут разит,
Неблагодарность больше, чем оружье,
Его сразила; мощный дух смутился,
И вот, лицо свое закрывши тогой.
Перед подножьем статуи Помпея,
Где кровь лилась, великий Цезарь пал.
Сограждане, какое то паденье!
И я и вы, мы все поверглись ниц,
Кровавая ж измена торжествует.
Вы плачете; я вижу, что вы все
Растроганы: то слезы состраданья.
Вы плачете, увидевши раненья
На тоге Цезаря? Сюда взгляните,
Вот Цезарь сам, убийцами сраженный.
Первый гражданин
О скорбный вид!
Второй гражданин
О благородный Цезарь!
Третий гражданин
Злосчастный день!
Четвертый гражданин
Предатели, убийцы!
Первый гражданин
О зрелище кровавое!
Второй гражданин
Мы отомстим!
Все
Месть! Восстанем! Найти их! Сжечь! Убить!
Пусть ни один предатель не спасется.
Антоний
Сограждане, постойте.
Первый гражданин
Молчанье! Марк Антоний говорит.
Второй гражданин
Мы слушаем его, мы пойдем за ним, мы умрем с ним.
Антоний
Друзья мои, я вовсе не хочу,
Чтоб хлынул вдруг мятеж потоком бурным.
Свершившие убийство благородны;
Увы, мне неизвестны побужденья
Их личные, они мудры и честны
И сами все вам могут объяснить.
Я не хочу вас отвратить от них.
Я не оратор, Брут в речах искусней;
Я человек открытый и прямой
И друга чтил; то зная, разрешили
Мне говорить на людях здесь о нем.
Нет у меня заслуг и остроумья,
Ораторских приемов, красноречья,
Чтоб кровь людей зажечь. Я говорю
Здесь прямо то, что вам самим известно:
Вот раны Цезаря - уста немые,
И я прошу их - пусть вместо меня
Они заговорят. Но будь я Брутом,
А Брут Антонием, тогда б Антоний
Воспламенил ваш дух и дал язык
Всем ранам Цезаря, чтоб, их услышав,
И камни Рима, возмутясь, восстали.