пятница, 14 августа 2009 г.

Первый Спас. Маковей


Сегодня, 14 августа, у православных христиан один из самых важных праздников - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста. В церквях также поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру.
В народе праздник имеет множество названий: Первый Спас, Медовый Спас, Спас на воде, Спасовка, Маковей, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник.
В Медовый Cпас впервые можно попробовать освященный мед. Традиционная еда в этот день - печеные коржи с маком и медом, называемые в народе шуликами.
Название Спас на воде - это своего рода напоминание о крещении Руси, которое, по преданию, произошло 1 августа 988 года (по старому стилю), поэтому в этот день принято освящать воду, новые колодцы и даже целые озера
На первый Спас в церквах выносят для поклонения верующих Крест. Обычай этот был установлен в Константинополе еще в IX веке. Поскольку в августе горожане болели больше, чем обычно, решено было ежегодно приносить в храм Святой Софии Крест, на котором был распят Спаситель. Крест хранился в домовой церкви византийских императоров. Затем эту святыню две недели носили по городу, чтобы люди могли к ней прикоснуться и получить исцеление. А 14 августа Животворящее Древо Креста возвращали в царские палаты.
Пост
Также 14 августа начинается Успенский пост, который длится две недели и завершается 28 августа, в день Успения Святой Богородицы. Этот пост сравним по строгости только с Великим (без мясных, рыбных и молочных продуктов), но, несмотря на это, его называют "вкусным": обилие овощей, фруктов и ягод в эту пору делает пост разнообразным и поэтому легким. В народе говорили, что даже нищий отведает медку в этот день.
Православные и грекокатолики отмечают Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господнего и начало Успенского поста, который хоть и длится всего две недели, до 28 августа (Успение Пресвятой Богородицы), тем не менее довольно строгий. Недаром он издревле считается "осколком" Великого. По легенде, Бог заповедал людям говеть перед Пасхой целых девять недель, но святые отцы стали просить Всевышнего, чтобы он смилостивился и укоротил пост, поскольку народу не под силу так долго воздерживаться от скоромной пищи. Тогда-то две недели и были перенесены на конец августа и превратились в Успенский пост, который в Украине еще называют "Спасiвка-ласiвка", потому что на него приходятся сразу три "вкусных" праздника Спаса: медовый, яблочный и ореховый.Лучшие соты оставляли в дар храму, затем угощали сирот и вдов, и только после этого пчеловоды сами пробовали мед.
Обряды
В Украине издревле сложились свои особые традиции празднования первого Спаса. Так, утром в этот день девчата, готовясь к торжественной службе, делали "маковiйчики" - пышные букеты из "чорнобривцiв", георгин, астр, барвинка, мяты, чабреца, полыни и обязательно головок мака. В серединку ставили восковую свечу, оплетенную веночком из пшеничных колосьев.
На Полесье к букету из трав и цветов привязывали еще и морковку, початки кукурузы, горох, фасоль и укроп. В центральной части Украины считали, что, если не освятить на Маковея цветы, "не буде квiтнути господарство". На Подолье букет был больше похож на сноп из колосьев, трав и овощей.
Перед выходом в церковь хозяева, занимавшиеся пчеловодством, готовили для освящения мед. Соты нарезали большими кусками, складывали в новые глиняные миски и накрывали рушничком.
Традиционная обрядовая еда в этот день - печеные коржи с маком и медом - "шулики, (шуляки, ламанці)". Для этого использовали пресное тесто, без соды: "Із води та муки пече баба шулики". Тесто тщательным образом замешивали, делили на куски, потом снова мешали и раскатывали коржи по 0,5 см. после этого делали ножом ромбовидные надрезы (что бы готовый корж легко ломался, отсюда и название - "ламанці") и выпекали в печке. В макитре растирали мак до появления молока, смешивали его с медом и с этой смесью подавали готовое блюд к столу.
В старину люди верили, что на медово-маковый Спас вода приобретает чудодейственную силу. Хозяева подворья ставили около колодца два стола, на один клали хлеб, соль и зажигали свечу - дары людям. На другой выставляли кувшин с освященной водой и миску с "коливом", сваренным из пшеницы нового урожая. Это обрядовое блюдо готовили для добрых духов и душ усопших предков. После этого крестным ходом люди шли к рекам, озерам, прудам, где также совершали молебны. В освященной воде принято было купаться, чтобы уберечься от лихорадки и сглаза. Хозяева мыли лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку. Верили: целебная в этот день вода защитит животных от болезней.На медовый Спас магическими становились и растения. Считалось, что если к ним обратиться с просьбой, то все желания исполнятся. Только просить должен человек неискушенный, с чистой душой - ребенок или девица. Поэтому в этот день для детей мамы плели особые веночки из чабреца, льна, календулы. Каждый цветок играл роль оберега, который мать заговаривала: "Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого з нас голова не б
Первый Спас считается детским и девичьим праздником, молодежь в этот день старается не работать. С Маковея начинается Успенский пост, который будет длиться до 28 августа. Именно на Маковея начинают улетать в теплые края перелетные птицы. По народным поверьям, в этот день заканчивается лето.
МАК
Стоїть тичка
На тичці капличка,
Без вікон, без дверей,
Повна хата людей.
Стоїть стебло коло села,
А на стеблі - сімсот і два
Издревле украинцы относились к маку как к оберегу. Им осыпали коров и хозяйство "від усього лихого". Его использовали на "святвечiр", добавляли в кутью. На праздник 40 святых варили сорок вареников с маком. Использовали в свадебных обрядах и повседневной пище (каши, картофельное пюре, пироги). С семян этого растения делали масло, при этом не брезговали и отходами с процесса производства - макухой, которая была прекрасным дополнением к еде.
Самым ценным считали мак-самосей или "видюк". За народными поверьями он имел сверхъестественную силу против злой волшбы и всякой нечестии. Считалось, что трижды (иногда и более) свяченый мак обретал непобедимую силу в борьбе с любым злом. Ни черт, ни ведьма ни колдун не смогут навредить хозяину, дом и сарай которого замыкает по периметру тоненькая полосочка рассыпанных семян такого мака. Ведь для того, что бы нечесть смогла попасть в дом нужно собрать все маковки, бес к рассвету не успеет, солнца луч его огреет (чаще встречается версия пения петуха), и не станет нечистого.
На Полесье мак "видюк" использовали для "вызова" дождя. Для этого сем вдов приносили свой "видюк" к колодцу, смешивали его, после чего ссыпали в воду, помешивая хлебной лопатой. Говорят, рецепт был весьма действенен.
Его высочество Мак, в верованиях разных стран
Древнегреческие девушки гадали на этом цветке, пытаясь узнать, насколько сильно влюблён юноша. Для этого брали махровый мак и обрывали лепестки, задавая вопрос "Любит - не любит?". Или брали лепесток, клали на круг, образованный большим и указательным пальцами левой руки, и изо всех сил ударяли по нему. Сила треска, как это ни комично, и говорила о силе любви. Забава называлась "игрой в любовь", а мак - любовным шпионом. От греков игра перешла к итальянцам и немцам, которые называли мак - "роза-хлопушка".
Во Франции мак больше использовался для детских игр. В юго-западных католических странах красными цветами украшали церкви в день Сошествия Святого Духа. В этот праздник в Провансе маленькие дети, одетые ангелочками, усыпали маками путь священника, несущего Святые дары. Отсюда и название - "цветок ангела".
Тёмная история
Жила-была добрая и любвеобильная Ночь, которая была очень одинока и проливала в уединении свои слёзы. И обратилась она к Всевышнему, и послал ей Всевышний друга, которого звали Сон. Он дарил успокоение и радость живым существам. И появились у Ночи и Сна дети - Сновидения и Грёзы. Однажды Сон с помощью своих капель спокойствия и волшебного жезла пытался убаюкать человека, задумавшего страшное преступление. Но неудача постигла его, и разозлился Сон, и воткнул в гневе свой жезл в землю. Увидев это, Ночь пожалела волшебный жезл и вдохнула в него жизнь, и превратился он в красивое растение с резными листьями и чудесными цветами. Так появился мак.
В другом сказании говорится о том, что Земля попросила у Господа оказать человеку хоть какую-то помощь, дать ему успокоение. Господь подумал и дал Земле крошечные зёрнышки и велел разбросать их на полях и вдоль дорог, по которым ходит человек. И выросли из зёрнышек маки.
Греки верили, что мак вырос из слёз Венеры, которые она проливала, узнав о смерти Адониса, и считали его атрибутом бога сна Гипноса. Бог сновидений Морфей был обвит гирляндами маковых цветов, и даже его жилище представлялось засаженным маками.
Мак посвящался и богине жатвы Цецере, которой Юпитер подарил чёрные зерна, чтобы дать ей сон и успокоение от душевных страданий. Поэтому мак и рос среди хлебных злаков.
Греки часто называли богиню - Меконой, от "mekon, makon" - мак. Цецера всегда изображалась с маком в руке. С маком была и богиня ночного неба Персефона, а Меркурий всегда держал красный цветок в левой руке.
Символ плодородия Когда мак отцветает, то появляется коробочка, полная мелких семян. Известно, что число семян превышает тридцать тысяч. Древние народы обратили на это внимание, поэтому мак считался ещё и символом плодородия, а головки цветов украшали Геру (Юнону) - богиню плодородия и супружества.
По материалам: http://www.podrobnosti.ua
http://www.facts.kiev.ua/archive/20...4091/index.html
http://www.musart.org.ua/blog/?p=94
http://vechirka.kiev.ua/?p=25745
http://www.aratta-ukraine.com
http://www.wz.lviv.ua/print.php?atid=49495
http://www.mamajeva-sloboda.ua/publ.php?id=307
http://superstyle.ru/06jun2007/poppy

Увеличивай камру добра! Мировую камру добра! %)

Ни черепов, ни косточек, ни кладбищ, ни крестов!
Нейтрализатор мрачности к включению готов!
И солнце в небе щурится, забив свой косячок.
Эх, правильно все сделали, поверь мне, старичок!
Два дня уже вышиваю своего Кибу (правда до самого волка я ещё не добралась, а в процессе пока только небесно-лунный антураж особенно тоскливо было в начале - я задолбалась вышивать чёрное на чёрном) и слушаю при этом "Детей Савонаролы" и "Нейтрализатор мрачности" (ну, было-было - "Путешествие в Кеттари" тоже имело место в саундтреке творчества). Оба альбома оставили ооч-чень хорошее впечатление, мягко говоря. А по правде - я в восторге!!!
"Нейтрализатор" не сумел нейтрализовать мрачные впечатления от порции сумеречной симфонии метала, потому что их и не было. Меня приятно удивил Борисенков своим потрясающим вокалом, просто мои последние впечатления от его вокала на питерской постановке ЭР, где он совершенно "завалил" свои партии тут такие суперские партии в "Убийце времени", "Отчаянии" (тут он мне даже Олега Жилякова напомнил) и "Варфаломеевской ночи"!
А ещё совершенно невероятное перевоплощение Артёма Стырова в вампира! Это пронзительное раскаяние, муки совести, ненависть к себе и окружающему миру заодно и завораживающая музыка, напряженные, как нервы, струнны, по которым режет смычок - просто приковывают к месту. Алукард из Тёмы получился, то что надо!
И такая взрослая вокальная партия Лефлера в "Пепле". Уже не удивляюсь, что Пушкина рекомендовала его Градскому озвучивать Понтия Пилата в "Мастере и Маргарите", хочу это обязательно услышать.
Смешно немного - Кипелов от участия во второй "Династии" отказался, зато согласились его дети И хорошо, что согласились. Мне понравилась и песня Жанны, и маленькая девочка в "Вьюнке-Саламандре" (ее ученица, вроде). Так и не поняла, кто "виолончелил" (Александр Кипелов или нет), но все равно одобряю - что за готичный альбом без виолончели?
Понравился очень и "Серебряный полк". Мелодичная грустная песня. Больше по душе пришлось иное прочтение этой песни - там, где поют Оксана и Надир. "Оригинальная" версия Серышева не хуже, она просто другая - другое исполнение, другое видение, словом, другое прочтение Не понравилось мне только иное прочтение "Мраморного ангела". На "По ту сторону сна" мне эта песня нравится больше - там мистическая атмосфера, и некоторые фразы звучат, как заклинание или как пророчество: "Загорелся бессмертник, загорелась ограда, пламя схвачено ветром, ветер дважды просить не надо...
Ещё, пока слушала этот альбом, пыталась вычленить из гитарных звуков гитару Маврика. А что? Местами даже очень хорошо слышно характерный мавринский звук. В "Опрокинутости", например. "Опрокинутость (В небе)" - еще одна грустная песня о море и небе, кораблях и облаках, короче о том, что в жизни всё наоборот, не так, как хотелось бы. Знакомая ситуация?
Сам же "Нейтрализатор мрачности" полностью оправдывает своё название. К моей безграничной радости Стыров поёт на этом альбоме ЦЕЛЫХ ТРИ песни!!! Он в совершенно непринужденной манере исполняет хипповые песни! У меня челюсть болталась где-то на уровне пупка, когда я первый раз слушала - ни могла бы это представить, если бы не услышала. А у Лекса получился классный блюз байкера: "Я ухожу, детка / Твой пес слишком часто гадил на мой любимый Харлей" Да все песни там прикольные блюз, щансон, попса - серьезно слушать это невозможно! "Сидя на капиве - мечтай о позитиве" - вот такие вот. Никакой "эпической пурги" от Пушкиной в этот раз, получите хулиганские песни о байкере, безбашенной тётке-рокерше, колёсах, "Титанике", русских йогах и др. Люблю я такие приколы от металлюг. Это и весело и интересно - как они сумеют "повернуться" от своего родного метала. Наверно, для них это и своего рода вызов себе - поопробовать себя в кардинально противоположном жанре - а чего ты вообще стоишь как музыкант, если ничего , кроме метала рубить не можешь?
В общем, это - ещё один (нет, два) шедевральный альбом от Пушкиной и Со. Просто один серьезная загадка, которую приятно будет разгадать со временем, а другой - хулиганская шутка, которая поднимает настроение, да ещё как! Надеюсь, на продолжение эксперимента, новые и неожиданные впечатления.Надеюсь, что альбомы мне в ближайшее время не "надоедят", а то что я буду слушать(?) - мне ещё много рукоделить

птицы


Не тревожьте землю птицы
Не ищите ветра в поле
Превратите копья в спицу
Я птенцов собой закрою...
Спите дети, сны в лукошке
Под подушкой тихо спрячу
Щечки в теплую ладошку
Засыпай скорее крошка...
Пр : Небо засыпай,
Баю-баю-бай.
Сердце тише не мешай
Силы отдавай,
Возврати их в край
Где цветёт сирень,
Где кружиться май
Заведите песнь синицы
Пусть им мирный дом приснится
Не смотрите так сестрицы
Верю их спасёте птицы...
Неужели ночь в зените
Солнце в поле заманите
Утро в окна не пустите,
Мне б ещё теплом напиться...
Пр : Небо засыпай,
Баю-баю-бай
Сердце тише не мешай
Силы отдавай,
Возврати их в край
Где цветёт сирень,
Где кружиться май.