четверг, 26 марта 2009 г.

Трудоголик по требованию

На мой взгляд, гораздо более распространенной проблемой при подготовке к экзаменам является банальная лень. На языке психологов это явление называется более корректно - отсутствие мотивации. Именно это направление является приоритетным для современной поведенческой психологии.

Обычно чем неотложнее нужда схватиться за учебники и начать зубрить, тем более вызывающим становится наше поведение.  Мы готовы заняться чем угодно, но только не подготовкой к экзамену. Один молодой человек в последний день перед экзаменом, отчаявшись добиться от себя дисциплины, пообещал, что после успешной сдачи экзаменов, купит себе коммуникатор. В конце это дня он обнаружил себя, выбирающим оптимальную модель коммуникатора.

Из это можем сделать вывод, что самомотивация срабатывает крайне редко. Позитивная психология выделяет четыре формы бегства от конфликта: 1.стресс/болезнь. 2.общение/одиночество. 3.фантазии/мечты. 4.работа. На крайних полюсах этих состояний мы видим ипохондриков, гиперобщительных или замкнутых людей, мечтателей и трудоголиков. Однако во всех состояния есть некие привлекательные ресурсы для позитивной динамики жизни. Болезнь может рассматриваться как преимущество избегать неразумных требований. Зацикленность на общении или одиночестве может рассматриваться как тренировка навыков жизни в социуме или исследование своего внутреннего мира. Уход в фантазии как поиск новых возможностей развития и креативности. И только работа почему-то не  имеет в наших глазах психологической ценности, а материальные стимулы - весьма слабое подкрепление. Почему? Ведь уход в работу абсолютно релевантен другим процессам. Почему бы нам на время не стать трудоголиками с такой же легкостью, с которой мы уходим в мир фантазий?

Комментариев нет:

Отправить комментарий