вторник, 7 апреля 2009 г.

Социальные сети в интернет-пространстве и мозг.

Месяца два назад я поняла, что меня посетила интернет-аддикция, связанная прежде всего с сайтом "Вконтакте" (следы этой аддикции отчетливо видны и здесь). С тех пор я пытаюсь осмыслить отчего же меня так накрыло и что такое интернет-соцсети вообще. К сожалению (а, может, и к счастью), у меня не так много опыта работы (ну, назовем это так, хотя это не работа) с соцсетями. Достаточно сказать, что компьютер я освоила только к 2002г. (нет в школе, конечно, с информатикой у меня было все в порядке, но вот дома компа не было, поэтому все забылось). А первый мой социально-сетевой аккаунт - это как раз тот, что вы читаете - создан в 2006 году. То есть я добралась до социальных сетей в тот момент, когда они уже вышли в массовый тираж.

И тем не менее, даже двухлетнее пребывание в контакте дает очень много пищи для размышлений. Прежде всего, мне интересны мотивации, с которыми люди приходят в соцсети: зачем они это делают, что пытаются там найти? Кроме того из моего опыта мне становится очевидным, что мотивировки со временем меняются, меняется и способ пребывания, общения в сетях.

Если вспомнить мой опыт контакта, то получится следующее: сначала я там действительно искала друзей. Общалась исключительно в личке, в друзья добавляла не просто знакомых, а людей, с которыми я действительно общаюсь (общалась) в реале. Чуть позже круг друзей увеличивался за счет тех, кому я несколько раз в неделю говорю "здравствуй", могу перекинуться парой фраз, и, в принципе на этом наше общение заканчивается. Затем стали появляться друзья по работе, с которыми я ни разу не виделась и нас связывали деловые отношения, причем исключительно удаленные. В конце концов, в моем списке появилась пара подруг, с которыми я познакомилась вконтакте на почве !"брошенной беременности" (ну, назовем это так).

Менялся не только качественный (и количественный, естественно) состав друзей, менялся и способ общения. Сначала это были личные сообщения, позже это были личные сообщения + обсуждения в группах, а на последнем этапе (наверное, последние месяца 4) большая часть общения переместилась в сферу публичных действий (то есть то, что высвечивается в новостях). Я вдруг обнаружила, что даже не жду личных сообщений, при этом постоянно занята какой-то бурной деятельностью.

И... пожалуй, я добралась до ключевого слова - ПУБЛИЧНОСТЬ. По всей видимости это именно то, что и влечет большинство людей в социальные сети. Как у политолога (ну по крайней мере, студента-политолога) первая ассоциация с публичностью - власть. И, что-то мне подсказывает, что это вполне оправданная ассоциация... Другое дело, что по отношению к большинству пользователей, не являющихся селебрити или владельцами топовых блогов, происходит этакая мимикрия власти. - Они завладевают умами нескольких своих френдов и, кажется, для счастья им больше ничего не нужно. Хотя... для полного счастья не помешало бы заиметь сотню-другую комментариев от малознакомых людей.

Было бы неплохо что-нить почитать по поводу психологии этих самых интернет-соцсетей. Пока мне этим некогда заниматься и единственное, что я нашла более менее стоящего - статья, ссылку на которую можно найти в посте "Аутичная экстравертированность". Мне понравился сам термин, да и статья местами неплоха, хотя, по прошествии 2 лет со времени написания выглядит слегка устаревшей.

Как освобожусь от диплома, займусь перелопачиванием интернета по этому поводу. А пока вот так, сумбурненько о наболевшем :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий