пятница, 10 апреля 2009 г.

ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ



IMPERIUM OPUS CREATIVIUM



ИСКУССТВО БОЛЬНОЙ ДУШИ

МАРГИНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО



Что же такое "маргинальное искусство"?



В большинстве случаев имеется ввиду социальная "исключенность" авторов, и как ее следствие - незаинтересованность в потенциальном зрителе или, по крайней мере, минимальная адресность их творений.



 



 



Поэтому к основным представителям маргинального искусства относят художников-аутсайдеров - тех, кто либо изолирован от общества, либо живет на периферии общественных интересов, либо попросту забыт социумом.



В этой группе выделяют, в первую очередь, душевнобольных как наиболее интересных и плодотворных в творчестве, за ними следуют заключенные, "отшельники", одинокие и старики. Наряду с перечисленными типами существуют художники, формально не изолированные от общества, но по манере творчества близкие аутсайдерам. Это дети, примитивы и наивы.



Считается, что только эти группы в большей или меньшей степени выражают идею маргинальности.



Что же касается характеристик произведений "маргинальных" авторов, то главным и решающим их признаком называется лежащее в основе "творчество вне эстетических и художественных норм". Творчеством душевнобольных с точки зрения искусствоведения у нас занимались мало. Куда чаще оно упоминается в отечественных учебниках по психологии - в качестве наглядных иллюстраций разного рода отклонений. На Западе же традиция его изучения с позиций эстетики насчитывает порядка 80 лет: основателем и главным организатором академического интереса к этой теме в свое время стал французский живописец Дебюффе, собравший значительную коллекцию произведений аутсайдеров



 



 



Поэтому наиболее интересными статьями раздела "Аутсайдеры" оказываются материалы, посвященные не столько теории, сколько отечественным художникам-душевнобольным. В частности, "аутсайдерскому" периоду в творчестве М.А.Врубеля или же недавно открытому А.П.Лобанову, глухонемому живописцу, 50 лет проведшему в стенах психиатрической клиники.



 



Дятло-ножницы.



 





 



Рисунки душевнобольных из психиатрической лечебницы.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



Разрыв.

 



 



 



 



 



 



 



Стереотипия.



Особенности шизофренического мышления ясно выступают в их творчестве. Это прежде всего относится к тем случаям, когда шизофренией, заболевает какой-нибудь крупный художник. Для ознакомления с этой стороной могут служить отчасти рисунки душевнобольных, даже если последние не обладают особенными дарованиями, а также письма, наброски и дневники, которые они нередко ведут. Обращает на себя внимание преобладание формы рисунка над жизненностью окраски. Обычно шизофреники предпочитают графику и скульптуру. В графике они могут достигнуть больших успехов, чему несомненно способствует и их наклонность к стереотипии.



 



 



"Есть два пути избавиться от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь..." Ф. Ницше.



Комментариев нет:

Отправить комментарий