"У него мужественное лицо, он правильно делает свое дело,
и вообще все кончено здесь. Нам пора!"
(М. Булгаков, "Мастер и Маргарита". - Цит. по: Б. Соколов, с. 236)
Кто вы, товарищ Сталин?
Репутация И.В. Сталина как политика и как персонажа отечественной истории
подвергается пересмотру чуть ли не каждые десять лет.
И даже "По последним сведениям, музей-дача Сталина в законсервированном виде
все еще ждет своего часа" (Б. Илизаров, с. 162).
Ждет своего часа не только окончательный вердикт истории в отношении этого человека,
но и в отношении его репутации как читателя, - единственного в 30-40-е гг. XX века
свободного читателя в СССР!
С легкой руки Троцкого (прежде всего), распространилось мнение, будто Сталин был
человеком серым и малокультурным. Другие мемуаристы (флотоводец Н.Г. Кузнецов,
писатель К. Симонов), напротив, называют его высокообразованным человеком с
творческой жилкой, - имея в виду литературный дар, проявленный в юности.
Но главным интеллектуальным источником для Сталина навсегда остались
произведения В. Ленина. Его труды вождь всех-всех-всех неоднократно
перечитывал с цветными карандашами в руках.
Впрочем, раскрасками Сталину служили и произведения его оппонентов.
Труды Троцкого, Каменева, Зиновьева, Бухарина и др., изгнанные из советских библиотек,
преспокойно украшали полки личной сталинской библиотеки.
Как известно, Сталин не гнушался идейного плагиата, черпая у своих врагов без ссылки на первоисточник. Так, некоторые идеи Троцкого о "трудармии" прекрасно воплотились в практике сталинских лагерей, хотя даже фамилия Троцкого была убрана из всех советских энциклопедий. Причем это последнее было сделано по прямому и настойчивому указанию И.В.!
Сталинская партийная цензура действовала порой довольно изощренно. В начале 30-х гг. Н.К. Крупская разразилась книгой воспоминаний о В.И. Ленине. Книжка ее была роскошно издана и встречена со всем полагающимся случаю энтузиазмом читателей. Но через год ее просто изъяли из всех советских библиотек, - негласно, без объяснения причин.
"Сталин сумел добиться того, что в середине 30-х годов единственным свободным читателем в стране стал он сам" (Р. Медведев, с. 57).
Уроки классиков
Спорным остается и вопрос о литературном вкусе вождя. "В искусстве. отца больше всего привлекали как жанр сатира, юмор." - свидетельствует С. Аллилуева. - "Отец не любил поэтического и глубоко-психологического искусства. Я никогда не видела, чтобы он читал стихи. Не видела на его столе Толстого или Тургенева." (цит. по: Б. Илизаров, с. 383).
Но ведь Сталин и сам в юности писал неплохие лирические стихи! А к вопросу о Толстом мы еще вернемся.
Совершенно иначе оценивает литературный вкус Сталина профессионал, - К. Симонов:
"Прежде всего, он действительно любил литературу, считал ее самым важным среди других искусств, самым решающим и в конечном тоге определяющим все или почти все остальное. Он любил читать и любил говорить о прочитанном с полным знанием предмета. Он помнил книги в подробностях. Где-то у него была - для меня это несомненно - некая собственная художественная жилка, может быть, шедшая от юношеского занятия поэзией, от пристрастия к ней, хотя в общем-то он рассматривал присуждение премий (Сталинских, - В.Б.) как политик. Вкус его отнюдь не был безошибочен. Но у него был свой вкус".
И добавляет: "Не буду строить домыслов насчет того, насколько он любил Маяковского или Пастернака, или насколько серьезным художником считал Булгакова. Есть известные основания считать: и в том и в другом, и в третьем случае вкус не изменял ему" (цит. по: Б. Соколов, с. 232-233).
Думается, Симонов ближе к истине. Во-первых, произведения классики Сталин успел освоить еще до рождения Светланы. Во-вторых, "Воскресение" Л. Толстого он перечитывал в 30-е гг., оставляя на полях романа многочисленные пометы, - возможно, предназначенные как раз для взрослеющей дочери (см. Б. Илизаров, с. 383 и дальше).
В-третьих, Сталин, безусловно, относился к литературе и как прагматик, и как ее поклонник. Наконец, в-четвертых (и здесь Светлана права), в душе Сталина имелись и ирония, и сарказм, и ерничество, а дух романтизма ему, практику до мозга костей, в зрелые годы был очевидно чужд.
Впрочем, порой вождю удавалось удачно сочетать прагматизм политика и искреннюю любовь читателя. С легкой руки Сталина страну в середине 30-х буквально захлестывает культ Пушкина. Бурно отмеченное 100-летие со дня смерти "нашего всего" вошло в русский язык присловьем: "За тебя это Пушкин сделает?" Так народ ответил на засилье пушкинского имени, которое стали насаждать, как картошку.
Между тем, Сталин искренне преклонялся перед главным гением русской литературы, собирал издания его произведений и литературу о нем.
Хотя, думается, Сталин сделал Пушкина официальным кумиром совершенно сознательно. ".В случае с Пушкиным кремлевский правитель проявил незаурядное политическое и идеологическое чутье. Для русского народа Пушкин - не просто гениальный писатель, он. можно сказать, символ нации. Славя его, Сталин идеологически укреплял режим, завоевывая симпатии русского народа и его интеллигенции" (Р. Медведев, с. 60).
К тому же Пушкин с его юношеским свободомыслием (шиш проклятому царизму) и поздним "государственничеством" (см. письмо Чаадаеву) удивительно точно соответствовал идеологической кальке советской империи, которая отрицала империю царскую, но все больше перенимала идеологию и пышные причиндалы своей предшественницы.
Со Львом Толстым Сталину сладить было идеологически сложней. Дошедшие до нас сталинские маргиналии на полях "Воскресения" свидетельствуют: вождь выделял в романе социальную критику (в помощь Светлане для написания сочинения?..) и насмешничал над наивными взглядами матерого человечища на природу людей и устройство общества.
К примеру, напротив слов Толстого о высоком значении Нагорной проповеди, благодаря которой "само собой" уничтожатся насилие и устанавливается "высшее доступное человечеству благо - царство божие на земле", Сталин начертал простенькое, но до чрезвычайности характерное: "ха-ха" (Б. Илизаров, с. 386).
Впрочем, все величие и все заблуждения Льва Толстого были "навсегда" определены для советского народа еще ленинскими статьями о нем как о зеркале и т.п.
Еще сложнее было справиться с Достоевским. Известно, что Ильич Достоевского не любил и называл "вредным" ("архивредным"?..) писателем.
Как ярый противник революционного движения Достоевский оказался крайне неудобен для "красной" власти. Вот почему его хотя и признавали бесспорным классиком, но всячески ограничивали доступ к нему широкого читателя, а после войны практически перестали переиздавать.
И все-таки парадокс: именно Достоевского вождь всех времен и племен привел своей дочери как пример глубокого психолога. Известно, что смолоду Сталин читал Достоевского с большим интересом.
В 1923 году, в тогда еще живой партийной полемике, Сталин небесталанно использовал "достоевскую" интонацию подпольного человека. Оцените: "Вы слушали здесь, как старательно ругают оппозиционеры Сталина, не жалеют сил. Что ж, пусть ругаются на здоровье. Да что Сталин, Сталин человек маленький. Возьмите Ленина. Язычок-то, язычок какой, обратите внимание, товарищи. Это пишет Троцкий. И пишет он о Ленине" (цит. по: Б. Илизаров, с. 414).
Но кроме ерничества Сталину оказалась близкой и учительская интонация Достоевского! Читая "Братьев Карамазовых", он выделяет эти места. Например, в поучениях старца Зосимы: "Убегайте лжи, брезгливости убегайте" (там же, с. 415).
Надо полагать, очень "по-сталински" были переосмыслены и другие выделенные вождем слова старца: ".любовь деятельная сравнительно с мечтательною есть дело жестокое и устрашающее. Любовь же деятельная - это работа и выдержка" (там же, с. 417).
Переосмыслена вождем (и им же преобразована в жизнь) и идея нового государства, сочетающего в себе светские институты воздействия на тело подданного и духовный авторитет. Сталин выделяет слова Паисия: "Государство обращается в церковь. От Востока звезда сия воссияет" (там же, с. 424).
"Так мессианская идея русского православия в трактовке Достоевского сошлась под карандашом вождя с мессианской идеей советского социализма" (Б. Илизаров, с. 425).
И на основе анализа сталинских маргиналий на полях "Карамазовых" исследователь делает парадоксальный, но бесспорный и с большими последствиями вывод:
"Авторитет гениального писателя таинственным образом начинал работать в пользу советского социализма, идеологии коллективизма и даже - сталинской коллективизации сельского хозяйства" (там же, с. 442).
Таким образом, Достоевской в известной мере разделил судьбу Троцкого: Сталин вовсю черпал у них вдохновение и идеи, но на первоисточники не ссылался, предпочитая один нести тяжелое бремя славы.
Сталин и М. Горький
Старшим по рангу и возрасту советским классиком стал Максим Горький.
Отношение вождя к "Буревестнику революции" было неоднозначным. С. Аллилуева свидетельствует: "В последние годы отец перечитывал Горького, но говорил о нем с раздражением. А давно, когда хотел польстить Горькому, собственноручно написал на его сказке "Девушка и смерть": "Эта штука сильнее, чем "Фауст" Гете. И Сталин" (цит. по: Б. Илизаров, с. 361).
Правда, в этой фразе лесть, доведенная почти до ерничесой грубости, могла в тот миг быть и искренней. Сталину как человеку гораздо ближе был исторический и житейский оптимизм молодого Горького ("любовь побеждает смерть"), чем трезвый скепсис и мудрость Гете. Лубочное, "пырьевское" жизнелюбие - не только социальный заказ Сталина, но и отражение его реального вкуса (вспомним картинки из "Огонька" на стенах Кунцевской дачи).
К слову, в начале 50-х Сталин фактически дезавуировал свой опрометчиво пылкий, нескромный восторг горьковской сказкой.
Но в конце 20-х Горький для Сталина, прежде всего, - важная политическая фигура. Мировой авторитет писателя был бы ценным приобретением для режима как раз в момент начала новых и крайне рискованных для международного имиджа СССР начинаний нашего руководства. Возможно, Сталин мыслил уже тогда и более стратегически: Горький - живая связь между русской классикой и советской литературой, между культурами рухнувшей и созидавшейся империй.
В то же время и Горький испытывал как материальные затруднения (падают тиражи его изданий заграницей), так и давление домашних, которые видели в переезде в СССР надежную гарантию своего процветания.
Между А.М. и И.В. разражается целый роман в письмах. Сталин заманивает писателя перспективами развития отечества: "СССР будет первоклассной страной самого крупного, технически оборудованного промышленного и сельскохозяйственного производства. Социализм непобедим", - заклинает Сталин. "Это - переворот почти геологический, и это больше, неизмеримо больше и глубже всего, что было сделано партией", - вторит вождю А.М. (речь идет о коллективизации). - "Уничтожается строй жизни, существовавший тысячелетия, строй, который создал человека крайне уродливо своеобразного и способного ужаснуть своим животным консерватизмом, своим инстинктом собственника" (цит. по: Б. Соколов, с. 37, 39).
Но если Сталин в данном случае не лукавил, ибо просто формулировал задачу, то Горький. С одной стороны, он хотел верить в свои слова, в крах ненавистного ему с детства "темного царства" собственников. Но и о "перегибах" он не мог не знать из иностранной прессы. Ситуация сложилась для него так, что он уже "и сам обманываться" был рад. Однако всей меры грозившей ему и близким опасности А.М., наверно, не представлял.
Его встретили по-королевски, устроили исключительно хорошо. Однако Горький сразу понял, что оказался в золотой клетке и играть теперь должен по навязанным ему правилам.
Ломка далась ему нелегко. А главное, после организации Союза писателей живой Горький был Сталину уже не нужен. И его, вероятно, поторопили уйти на тот свет, - организовав убийство сына. После смерти из писателя сделали икону, - должен же быть у советской литературы свой вождь и бесспорный классик!
И все же ЧТО так раздражало Сталина в произведениях Горького уже пост фактум и пост скриптум, в 50-е годы? Думается, неистребимый гуманистический пафос и романтизм, - ибо для укрепления сталинского ампира и подготовки к третьей мировой войне этот пафос ну никак не годился.
Не только Буревестник революции, но и его произведения безнадежно (в глазах Сталина) морально "устаревали".
Сталин и А. Платонов
Вероятно, самой острой реакцией вождя мог бы "похвастаться" Андрей Платонов. В начале 30-х, в самый разгар коллективизации, журнал "Красная новь" опубликовал его повесть "Впрок", - аккурат на злободневную тему!
Сам Платонов выпускать в свет такой текст не особо стремился, - на это его "уболтал" А. Фадеев, так как главный редактор журнала был заинтересован в хороших произведениях.
И очень скоро из Кремля раздались буквально громовые раскаты:
"К сведению редакции "Красной нови". Рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения, и опубликованный головотяпами-коммунистами с целью продемонстрировать свою непревзойденную слепоту. И. Сталин.
P.S. Надо бы наказать и автора и головотяпов так, чтобы наказание пошло им впрок" (цит. по: Б. Соколов, с. 41).
На полях повести Сталин высказался еще определенней: "подлец", "дурак", "болван", "беззубый остряк", "это не русский, а какой-то тарабарский язык", - вот лишь некоторые маргиналии вождя на страницах злосчастного текста.
Конечно, Сталину было от чего взвиться. Энтузиаст новой, колхозной жизни Упоев (хороша и фамилия!) в повести "даже нарочно садился обедать среди отсталых девок и показывал им, как надо медленно и продуктивно жевать пищу, дабы от нее получалась польза и не было бы желудочного завала. Упоев приучил всех колхозников хорошо умываться по утрам, для чего вначале ему пришлось мыться на трибуне посреди деревни, а колхозники стояли кругом и изучали его правильные приемы" (цит. по: Б. Соколов, с. 49).
Казалось, сам Салтыков-Щедрин (к арсеналу образов которого Сталин охотно прибегал) восстал из гроба, чтобы заклеймить колхозную "красную новь". Да и приговор Платонова был по-щедрински беспощадно остер и точен: "Дальше жизнь пойдет еще хуже. людей придется административно кормить из ложек, будить по утрам и уговаривать прожить очередную обыденку" (там же, с. 47).
Да, острота реакции Сталина объяснима тем, что он почувствовал огромный талант, с которым приговор его начинаниям оказался произнесен.
Почему же Платонов не пал жертвой "кремлевского горца"?
Ну, во-первых, все-таки пал: изгнанный из литературы, он прозябал всю жизнь и дошел до жесточайшего невроза, депрессии и туберкулеза. От туберкулеза, подхваченного в тюрьме, погиб и его сын.
Во-вторых, Платонову сохранило жизнь и свободу его бесспорно пролетарское происхождение (талантливых писателей из рабочих было ох немного!), а также малая известность в широких читательских массах и, возможно, просто случайность: в разгар репрессий был арестован другой писатель и его однофамилец Алексей Платонов.
В конце жизни Андрей Платонов в придачу к житейским невзгодам испытал творческий кризис: идеалы социализма, которые он искренно разделял в молодости, разрушились для него, а какой-либо новый позитив писатель найти не смог.
Уже вскоре после войны и незадолго до смерти он предрек, что "красный жандарм Европы" - сталинская империя - рассыплется в прах.
Но "нет пророка в отечестве своем".
Сталин и М. Шолохов
Известно: Сталин чрезвычайно ценил талант Шолохова. И хотя сам писатель наотрез отказался сделать своего Григория Мелехова большевиком, это (и кое-что еще) сошло ему с рук.
Справедливости ради заметим: Шолохов тоже проявлял гибкость и даже некоторые качества царедворца. Так, в нужный для себя момент он разразился чувствительным письмом Сталину, в котором известил вождя, что в ознаменование окончания "Тихого Дона" наконец-то раскупорил бутылку коньяку, этот сталинский давний подарок. Не раз искушался, да все же исполнил зарок: отметил мысленно с т. Сталиным завершение своего шедевра.
Сталин знал: роман закончен намного раньше, но тонкую лесть оценил, и очередная просьба писателя была уважена.
Каким было подлинное отношение Михаила Александровича к вождю? В 30-е гг., нужно полагать, уже достаточно сложным.
Как известно, почти все друзья Шолохова пострадали в годы Великой Чистки 37 года. Это повергло писателя в депрессию. "Мне приходят в голову такие мысли, что потом самому страшно от них становится", - признавался он (Б. Соколов, с. 190).
Ростовское отделение НКВД подбиралось и к самому Шолохову, даже инспирировало с целью его дискредитации дело некоего Еланкина, у которого, якобы, Шолохов украл "Тихий Дон".
И тогда Шолохов обратился к Сталину, живописуя художества местного НКВД, в том числе, и пытки, которым доблестные чекисты подвергли его друзей. В письме содержался трогательный призыв передать т. Ежову поручение угомонить своих хлопцев в Ростовской области.
Кровно заинтересованный в сохранении для режима знаменитого писателя Сталин дал Шолохову аудиенцию и успокоил его (как мог). Справедливость (на уровне вешенских друзей М.А.) восторжествовала. Его недруга, главу ростовского НКВД, перевели в Москву, а затем при очередной чистке и расстреляли.
Так что в день 60-летия вождя (23 декабря 1939 года) Шолохов не кривил душой, славя Сталина: "Хороший он человек. Дай бог ему побольше здоровья и еще прожить на белом свете столько, сколько прожил!" (Б. Соколов, с. 197).
Увы, Шолохов не оправдал надежд Иосифа Великого. Так и не смог он найти в советской действительности источник для вдохновения, каким наградила его гражданская война. Финал самого "советского" произведения Шолохова - романа "Поднятая целина" - звучит трагически, вовсе не в духе "соцреализма".
Уже в 60-е гг. на вопрос об этом методе Шолохов ернически ответил: "Был у меня друг, Сашка Фадеев. Я его часто спрашивал: Сашк, а что такое соцреализм? И знаете, что он отвечал? А черт его знает, Миша!" (цит. по: Б. Соколов, с. 199).
Конечно, И.В. не получил систематического образования. До конца дней он имел привычку не уверенного в себе самоучки выделять незнакомые слова. Десятки толковых словарей в его личной библиотеке, как будто, - доказательство "из той же оперы".
Но его личная библиотека насчитывает около 20 тыс. томов, причем большей частью исчерканных пометками! 20 тысяч томов по разным отраслям знания и художественной беллетристики, к которой он относился весьма серьезно.
Сталин учился всю жизнь. Своих дипломированных оппонентов он побивал массой цитат из Маркса и особенно Ленина, собрание сочинений которого перечел неоднократно. Да и серьезных ученых, специалистов вождь порой поражал глубиной своих суждений в их областях, - потому что перед встречами с ними обычно штудировал основную литературу по данному вопросу.
Однако поверхностным всезнайкой Иосиф Виссарионович не был. Важнейшие для себя книги он перечитывал и при каждом новом прочтении оставлял массу заметок.
Усердный, пытливый читатель, Сталин был, безусловно, и читателем гениальным. Как и Ленин, он имел редкую природную (или развитую) особенность: схватывал всю страницу разом. 300-600 страниц - такова дневная норма Сталина-читателя!
Сын сапожника из Гори, кроме прочих своих свойств и качеств, порой взаимоисключающих, был прирожденным книжным червем и бюрократом. Он обожал книги, схемы и карты, которыми увесил стены своего жилища вместо картин. Кажется, у него был просто зуд перегонять сложность жизни в форму наглядной картинки, на лист бумаги. Современный исследователь отмечает: "Сталин как политик был прежде всего редактором подготовленного для утверждения текста. Он воспринимал российскую политическую культуру через письменный текст" (цит. по: Р. Медведев, с. 54).
Рискну предположить: для невротика с очевидной параноидальной составляющей насущно необходимо было увидеть объект его действий, так сказать, на ладони, ощутить свою полную власть над ним, а себя при этом - в полной от него безопасности.
Примерно это же имеет в виду и Б. Илизаров, когда пишет о картинках из "Огонька", которыми вождь и учитель всего прогрессивного человечества увесил стены Кунцевской дачи: они "не столько говорят о безвкусных художественных пристрастиях., сколько о том, что он получал положительные эмоции не от живого искусства, а от копии в квадрате" (с. 182).
Правда, Илизаров делает отсюда вывод о формализме как о ведущей черте И.В. Но тот же автор упоминает, что Сталину было весьма свойственно в быту отступать от "правил". В часы застолий Сталин, Молотов и прочие наши бонзы обожали распевать церковные гимны и. белогвардейские песни! Поэтому точнее было бы говорить о чрезмерной засистематизированности мышления вождя.
Зато другой вывод Илизарова оспорить, кажется, невозможно: "Если бы Сталин добился мирового господства, то история человечества впервые стала бы при нем управляема. Сталин доказал на практике, в рамках одной страны, возможность управляемой, т.е. планово предсказуемой и инженерно сконструированной жизни человечества. Сталин показал на практике возможность "конца истории" как непредсказуемого спонтанного процесса. Он же доказал, что никаких моральных и этических запретов в социальной инженерии нет. Все эти вместе взятые доказательства и есть "сталинизм" (с. 186-187).
Сталин и партийная " талмудистика"
Как человек, приверженный строгой системе Сталин начал формироваться, очевидно, еще в семинарии. Наклонность к буквоедству, начетничество и слепое преклонение перед раз навсегда признанными авторитетами, - все то, что так быстро стало основными чертами партийных дискуссий у победивших большевиков, - это ведь черты совершенно церковного "стиля мышления", которыми из века в век отмечены и богословские споры.
Увы, дух свободного философствования оказался Сталину и чужд, и попросту недоступен. Канта, Фихте и Гегеля он, похоже, так и не "превозмог" и всю жизнь относился к их философии ревниво скептически. Перед войной он жестко раскритиковал авторов III тома советской "Истории философии" за преувеличение роли немецких философов-идеалистов в качестве интеллектуальных источников марксистской теории. С легкой руки товарища Сталина, тогда же (и на весь период советской истории) в нашей философии возобладала упрощающая концепция борьбы "прогрессивного" (всегда!) материализма и реакционного (как минимум!) идеализма.
Склонность упрощать до схемы (до понятной и приятной ему, а заодно и очень удобной, как лозунг, в борьбе схемы), - эта особенность сталинского мышления камнем повисла на шее всей советской гуманитарной науки. Впрочем, от этого "стиля мышления" страдали не только гуманитарии.
Похоже, не без труда давался Сталину и "Капитал" Маркса. Библию марксизма он предпочитал осваивать по брошюрам популяризаторов (предположение Б. Илизарова, с. 147).
Тем не менее, к Марксу вождь относился с большим пиететом и не позволял себе оставлять на полях его трудов критических замечаний. А вот более гуманитарно (и гуманистически!) ориентированному и понятному Энгельсу от И.В. порой доставалось!
Неизбежный контрапункт
В текучке дел Сталина не особенно настораживал тот факт, что крупнейшие художники слова как-то вяловато проявляют себя на ниве этого самого "соцреализма". Кто-то вообще замолчал, кто-то уходил в безопасные дали истории. Наиболее успешный и вроде бы беспечальный придворный автор Сталина Алексей Толстой "терпеть ненавидел" все советское и признавался своему американскому другу: "На то малое время, пока я со своим Петром, я могу сказать этим мерзавцам: идите к чертям. В один прекрасный день, поверьте, вся Россия пошлет их к чертям." (см.: Б. Соколов, с. 182).
Писатель ощущал то, чего не желал заметить политик: раз музы бастуют, значит и все дело - более чем сомнительно.
Творческая свобода художника неизбежно связывалась с темой свободы гражданской. В этом смысловом контексте и родился главный потаенный роман сталинской эпохи - "Мастер и Маргарита".
Сталину не суждено было (к счастью?) прочесть его. Но отношения между его творцом и вождем превратились в один из знаковых мифов XX века.
Сталин и М. Булгаков
Нет слов, Михаил Булгаков - в настоящее время фигура знаковая. Время показало (и потомки признали), что смысл его романа о Мастере и его музе, возможно, гораздо масштабнее художественных достоинств произведения. Да и сам Булгаков все больше ассоциируется с его героем и становится порой чуть ли не символом свободного Творца в социальном застенке Тирана.
Между тем, отношения Булгакова с советским руководством (и лично с т. Сталиным) прошли несколько этапов и были в целом далеки от трагической для писателя конфронтации.
Хотя Булгаков никогда не примазывался к новой власти и симпатий своих не скрывал, талант его был рано и по достоинству оценен. Постановке его "Дней Турбиных" во МХАТе в 1926 г. способствовали А. Луначарский и К. Ворошилов, отметившие пьесу как "полезную" и "художественно выдержанную".
Известно, что "Турбины" стали едва ли не любимой пьесой Сталина, - он посмотрел спектакль около 20 раз! Исполнителю роли Алексея Николаю Хмелеву Сталин как-то признался: "Хорошо играете Алексея. Мне даже снятся ваши черные усики (турбинские). Забыть не могу" (Б. Соколов, с. 213).
Есть предположение: интонацию и даже некоторые обороты из монолога Алексея Турбина вождь использовал в самом известном и не характерном для себя обращении к народу 3 июля 1941 года ("Братья и сестры!..")
И все же автора "Турбиных" Советская энциклопедия начала 30-х аттестовала как ярчайшего представителя "внутренней эмиграции" и очевидного врага Советской власти.
Конечно, "Роковые яйца", "Багровый остров" и "Собачье сердце" давали для этого все основания.
В начале 30-х положение (в том числе и материальное) Булгакова было критическим.
30 мая 1931 года он пишет письмо Сталину, в котором констатирует, что ему "привита психология заключенного" (Б. Соколов, с. 212) и просит отпустить за границу.
Сталин насторожился. Пополнять ряды белой эмиграции новым талантом с уже достаточно громким именем в планы вождя не входило.
И.В. лично звонит М.А.:
"- Вы проситесь за границу? Что, мы Вам очень надоели?
Булгаков растерялся:
- Я очень много думал в последнее время - может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.
- Вы правы" (цит. по: Б. Соколов, с. 209-210).
Сошлись на том, что Булгаков получит место ассистента режиссера во МХАТе.
Материальные проблемы писателя на время решились. Больше того, кажется, Булгаков планирует теперь стать первым драматургом страны. Во-первых, хороших драматургов не так уж и много. Во-вторых, их гонорары кратно превосходили заработки прозаиков, - а Булгаков любил радости жизни. В-третьих, и слава драматурга порой громче и наглядней известности прозаика, - а Булгаков был до чрезвычайности честолюбив.
Как видим, Мастер вовсе не "позиционирует" себя как "оппозиционера". Он еще надеется "встроиться".
Увы, дело сразу не сладилось. Поставлять театрам идейно нужную и художественно выдержанную продукцию Булгаков не смог. Его "Бег" еще в 1929 году раскритиковали за идейную незрелость. В обстановке репрессий он призывает "милость к падшим", - и Сталин раздосадован. В пьесе "Кабала святош" ("Мольер") писатель пытается "истину царям с улыбкой говорить". Но вождь не польстился на косвенное сравнение себя с Королем-солнце, а вот на то, что явно прослеживается аналогия между положением свободного таланта при дворе коронованного "тирана" и при диктатуре пролетариата, - на это Сталин внимание обратил.
Пьесу с некоторым скандалом сняли с репертуара. Впрочем, и после этого Булгаков отнюдь не воспринимался властями как отпетый нонконформист. "Вместо линии на привлечение его и исправление - практиковалась только травля, а перетянуть его на нашу сторону. можно", - самокритично отмечалось в одном из советских документов (Б. Соколов, с. 220).
Путь к компромиссу все еще ищет и сам писатель. Юности вождя он посвящает свою новую пьесу "Батум". Булгаков получает за нее деньги. Но ставить "Батум" вождь категорически запрещает ввиду очевидной художественной слабости этой "халтуры".
Увы, Булгакову так и не удалось "отказаться от его постоянной темы (.) - противопоставления свободного творчества писателя и насилия со стороны власти; темы, которой он в большой мере обязан своему провинциализму и оторванности от большого русла текущей жизни" (из донесения неизвестного осведомителя НКВД, - Б. Соколов, с. 227).
Сама судьба не дала Михаилу Афанасьевичу избавиться от его "провинциальных" замашек! Свободный от всяческих компромиссов роман "Мастер и Маргарита" стал его последним и главным произведением.
Отношение Сталина к Булгакову - удивительный пример любви читателя и неприятия правителя. Сталин так и не встретился с писателем, хоть и обещал ему это. "Всю жизнь Михаил Афанасьевич задавал мне один и тот же вопрос: Почему Сталин раздумал (встретиться с ним)?" - пишет Е.С. Булгакова. - "И всегда я отвечала одно и то же: А о чем он мог бы с тобой говорить? Ведь он прекрасно понимал, (.) что разговор будет не о квартире, не о деньгах - разговор пойдет о свободе слова, о цензуре, о возможности художнику писать о том, что его интересует. А что он будет отвечать на это?" (цит. по: Б. Соколов, с. 237).
Но, похоже, и сам Булгаков давно это понял. Вот его Воланд в последний раз смотрит на горящую Москву: "Он поднял голову, всмотрелся в разрастающуюся с волшебной быстротой точку и добавил." -
а впрочем, СМОТРИ ЭПИГРАФ.
Использованная литература
Илизаров Б. Тайная жизнь Сталина. По материалам его библиотеки и архива. К историофилософии Сталина. - М.: "Вече", 2003. - 480 с., ил. - (Эпоха Сталина).
Медведев Р.А. Люди и книги. Что читал Сталин? Писатель и книга в тоталитарном обществе. - М.: "Права человека", 2004. - 364 с.
Соколов Б.В. Сталин, Булгаков, Мейерхольд. Культура под сенью великого кормчего. - М.: "Вече", 2004. - 384 с., ил. - (Эпоха Сталина).
Валерий Бондаренко
http://www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=110
суббота, 1 августа 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий